Сайт о творчестве и жизни каталонского архитектора Антонио Гауди

ИНТЕРЕСНОЕ
Гауди говорил: «Человек постоянно находится в процессе творчества. Но человек ничего не создает, он открывает. Тот, кто стремится постичь законы природы для обоснования своей новой работы, трудится совмест­но с Создателем. Тот, кто только копирует, не помогает ему. Поэтому оригинальность состоит в возврате к первоисточнику». В этом заключается величайший парадокс Гауди. Чем дальше он удаляется от идеализма юности, чем строже его католицизм, чем глубже его антилиберализм и пессимизм, чем сильнее его страдания — тем прекраснее его архитектура.
Рекламные ссылки на сайте:
НОВОСТИ
Новая статья о юности Гауди
В статье рассказывается о том, как в школьные годы Гауди со своими друзьями мечтал восстановить монастырь Паблет, который находился рядом с Реусом. Мечты молодых людей выросли в настоящий бизнес-план ими составленный.

подробнее

Хронология жизни
В разделе "краткая биография" теперь появилась таблица с хронологией жизни нашего любимого архитектора.

подробнее

Н. Бассегода. Начало

Первые работы.

Первый эскиз собора Саграда Фамилиа

Первый эскиз собора Саграда Фамилиа

В середине 70-х годов Хосе Виласека и Луис Доменеч завозят домой, в Барселону, идеи раннего югендштиля. Здесь северный модернизм сплавляется с пришедшим из Мадрида «неомуде-хар», признанным тогда наиболее характерным для национальной испанской архитектуры.

За очень короткий период каталонский вариант стиля «модерн» занял в панораме Барселоны сопоставимое с готикой место — и по объему строительства, и по силе выразительности.

Луис Доменеч (1850—1923), живописец, археолог, историк искусства, наряду со строительством новых сооружений, подобно Виолле-ле Дюку, но с еще большим размахом фантазии, увлекался реставрацией, сопоставляя «книжные» формы неоготики с деталями собственного изобретения. В то же время, в строительстве госпиталя Сан Пабло в Барселоне Доменеч проявил себя как весьма оригинальный мастер: госпиталь представляет собой группу павильонов, соединенных подземными переходами и проездами. Он же создал Дворец музыки, где вся палитра стиля «модерн» применена с тактом и редкой мощью: облицовка изразцами, формы, рельеф и цвет которых были разработаны архитектором; мозаичные панно, сюжетные витражи; люстры из стекла и металла; скульптура, образующая с архитектурой единое, нерасторжимое целое.

Хосе Пуиг (1867—1956), архитектор, доктор технических наук и археолог, знаток романской архитектуры и писатель, возвел в Барселоне ряд значительных построек, в которых неоготика, мудехар и живописный стиль сливаются в глубоко персональные комбинации — всякий раз новые.

Поддержанные другими мастерами, эти люди во многом определили архитектурный стиль Барселоны на переломе столетий — той Барселоны, в климате которой рождается и крепнет уникальный талант Антонио Гауди.

Сменив провинциальную атмосферу Реуса на динамичную среду Барселоны, пройдя полный курс обучения в духе элементарной эклектики, Гауди оставался чрезвычайно цельной натурой, которая проступает в самых ранних его работах.

Разработанные Гауди в 1874 и 1875 гг. проекты канделябра и резервуара для воды утеряны. В 1875 г. вместе со студентами-ровесниками Гауди разрабатывал «Геометрический план участка городского совета и прилегающих земель» в рамках генерального плана развития Барселоны. Содержание проекта неизвестно. В том же году он разработал проект ворот для кладбища (известны по сохранившейся фотографии) и расчеты конструкций распределительного бака над резервуаром, обеспечивавшим водой фонтаны парка.

Металлический резервуар покоился на сварных стальных колоннах, форма которых была столь оригинальна, что Хосе Фонтсере, У которого Гауди работал тогда чертежником, показал чертежи преподавателю сопротивления материалов Школы архитектуры. Профессор не помнил студента, но заметил, что на основании одной этой работы тот может считаться сдавшим экзамен по его Дисциплине.

Наряду с простыми работами, выдержанными в основном в стилистике времени, хотя и с интересными, неожиданными деталями (ограждение в парке барселонской Цитадели), Гауди чрезвычайно упорно участвует в конкурсах, но без особого успеха. Впрочем, за проект двора Депутатского собрания он получил оценку «отлично», и жюри Школы поручило ему проект пирса.

В 1877 г. Гауди спроектировал монументальный фонтан для площади Каталонии (сохранились план и фасад пирамидальной композиции из литых железных элементов), проект госпиталя (сохранился лишь небольшой эскиз) и дипломный проект актового зала университета. Проект был принят большинством голосов. Примечательно, что директор Школы заметил при этом, что не знает, вручает он диплом гению или безумцу. С 1870 по 1882 г. Гауди работал под началом архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра. К этому времени относится множество мелких работ, от которых, за исключением упомянутой ограды, остались лишь наименования. Без успеха принимал участие в конкурсе на рисунки для использования в промышленности, спроектировал всю мебель для собственного дома, включая рабочий стол, которым он пользовался до последнего дня (в 1936 г. сгорел вместе с архивом архитектора). В первый год работы в роли дипломированного архитектора Гауди вместе со своим приятелем Матаро подготовил проект жилых домов для рабочих кооператива Обрера Матаронесе, а также проект казино для кооператива. Этот тщательно покрашенный акварелью и чем-то напоминающий помпейскую живопись проект был представлен в разделе архитектуры Международной выставки в Париже. С кооперативом, директор которого Сальвадор Пагес стал его другом, Гауди сотрудничал с 1874 по 1885 г. В 1887 г. Гауди продолжает работу в том направлении, которое в наши дни именуется городским дизайном: проект типового киоска для продажи цветов из стали и мраморных плит (не реализован) и проект серии осветительных столбов для улиц Барселоны. Два столба из железа на каменном основании сохранились на Плаца Регал, еще два, более простого рисунка,— рядом, остальные не были установлены.


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Н. Бассегода. Антонио Гауди и архитектура Запада XX в. (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8)
Н. Бассегода. Предисловие
Н. Бассегода. Дом Висенс. 1878—1888
Н. Бассегода. Эль Каприччио. 1883—1885 (2)

НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ
Керамические подсолнухи Гауди оформляют фасад Capricho de Gaudi
Памятный знак в честь начала строительства Саграда Фамилиа в 1882 г.
Звезды и витражи бокового нефа Саграда Фамилиа
Рейтинг@Mail.ru 2009 г. Первый сайт на русском языке об Антонио Гауди и его архитектуре.
Данный сайт является некоммерческим проектом, созданным исключительно с целью просвещения.
Отзывы, комментарии, предложения, а также любые новые материалы про Гауди, вы можете прислать на почтовый ящик antonio.gaudi СОБАКА yandex.ru