Сайт о творчестве и жизни каталонского архитектора Антонио Гауди

ИНТЕРЕСНОЕ
Сам Гауди и его отец были убежденными вегетарианцами и приверженцами свежего воздуха, чистой воды и специальной диеты доктора Кнайпа.
Рекламные ссылки на сайте: Свежая информация питомник растений спб здесь. | Продаем вместительные бассейны каркасные intex 54956. Купить сегодня!
НОВОСТИ
Новая статья о юности Гауди
В статье рассказывается о том, как в школьные годы Гауди со своими друзьями мечтал восстановить монастырь Паблет, который находился рядом с Реусом. Мечты молодых людей выросли в настоящий бизнес-план ими составленный.

подробнее

Хронология жизни
В разделе "краткая биография" теперь появилась таблица с хронологией жизни нашего любимого архитектора.

подробнее

Наполеоновские планы юности

Монастырь Поблет сегодня.

Монастырь Поблет сегодня.

Три мальчика были неразлучны, исследуя ок­рестные деревни и ища новые места для археоло­гических раскопок. Однако, по словам Риберы (друга Гауди), то, что они изучали в окрестностях Реуса, могло соперничать с развалинами цистерцианского мо­настыря Поблет. Это было одновременно место захоронения и дворец каталонских королей Пере Церемонного, Альфонса Великодушного, Аль­фонса Целомудренного и Мартина Доброго. На­зываются разные даты визита мальчиков в По­блет — между 1865 и 1870 годами. Но скорее всего это произошло летом 1867 года.

В период Реконкисты Поблет играл очень важную роль в судьбе каталонского католицизма. Монастырь был основан в 1153 году на землях, подаренных правителем Каталонии Рамоном Бе-ренгером IV аббату из Лангедока. Расположен­ный в пограничной области, которая позже по­лучила название Новой Каталонии, он был защищен с тыла подножием гор Сьерра-де-Прадес. Его закладка была недвусмысленным выражени­ем притязаний христиан на эту дикую местность. Даже окрестности Террагоны были присоедине­ны к христианскому миру лишь в 1129 году, то есть всего на двадцать лет раньше, и последую­щие четыреста лет граничили с землями маври­танского королевства.

Останавливая свой выбор на аскетизме свято­го Антония Великого, египетского отшельника третьего века (основателя христианского мона­шества), цистерцианцы надеялись вернуть мона­шеской жизни чистоту, отвергали богатство ради смирения, бедности и простоты. В этом своем стремлении они создали потрясающую по стро­гости архитектуру. Во времена наибольшего рас­цвета ордена цистерцианцев в его 300 монасты­рях жили 11 000 «белых монахов». Поблет был превосходным образцом аскетичного цистерци-анского стиля.

Тем не менее аскетизм не стал препятствием для гигантского строительства. К 1885 году бла­годаря наследству и пожертвованиям собствен­ность монастыря разрослась: здесь располагалась внушительная библиотека, а также больница для бедных и бездомных. К 1400 году монастырь вла­дел шестьюдесятью деревнями и контролировал десять соседних городов, обладая правом назна­чать их мэров. Поблет на деле являл собою ма­ленькое княжество под управлением бдительного аббата. В пору наивысшего расцвета Поблета — в конце четырнадцатого века — король Мартин Добрый построил себе дворец, примыкавший к стенам монастыря.

На протяжении нескольких десятилетий 19-го века Поблет подвергался регулярному разграблению: в поисках сокровищ вскрывались могилы, увози­лись ценные строительные материалы и камень. То, до чего не смогли добраться сборщики хлама, уничтожила стихия. Когда-то одна из богатейших архитектурных жемчужин христианского мира теперь лежала в руинах.

Но именно камни монастыря Поблет лежат в основании выдающихся творений Гауди и Тоды (друг юного Гауди, будущий известный дипломат). С покрытых туманом склонов Поблета эти «гласы вопиющих в пустыне» призывали Каталонию вновь обратиться к своему славному прошлому.

Удивительно, но сохранилось несколько до­кументов того периода: рисунки, эссе, библиотечный каталог, сочиненный Тодой поэтический панегирик и первоначальный план работ. Напи­санные в основном на обратной стороне мани­феста, датированного 25 сентября 1865 года и призывающего к сдержанности в тяжелые време­на, эти документы бесценны, поскольку отража­ют формирование чувств у трех мальчиков.

Гауди было тринадцать, а Тоде пятнадцать лет. Относящийся к 1871 году панегирик Тоды под названием «Поблет» поражает своей напыщен­ностью: О, Поблет! — Король, которому нет равных... Ты подобен изобильной груди, питающей мир и любовь. Утешительно печальный и ангельски сердечный, Яркая звезда знания и истины.

В соответствии с романтическими традиция­ми того времени печальная лития Тоды продол­жается еще более страстно:
Бесчестные убийцы... И все это во имя свободы и мира! Разрушить славу нашей культуры И осквернить могилы наших героев, Сеять всюду ужас и страх смерти... Только трус оскверняет искусство. Если это свобода, то свобода смердит!
В отличие от Тоды у Гауди не было литера­турных амбиций. Его волнение проистекало не­посредственно из разбитого камня: «архитектура правит в полнейшем молчании».

Их действия не ограничивались лишь папкой рисунков. Они поставили перед собой, казалось бы, невыполнимую задачу — реставрировать мо­настырь. Бьющий через край оптимизм и бравада компенсировали недостаток мастерства. Но для Гауди это была первая архитектурная лаборато­рия, дававшая возможность разобрать «неболь­шие кусочки зданий», чтобы посмотреть, как они построены. Каково соотношение бутового камня и облицовки в арочном контрфорсе? Насколько тяжел замковый камень? Гауди был зачарован раскрывавшимися строительными тайнами, сви­детельствовавшими о том, что «нагота нищего видна сквозь его рубище». Поблет был подобен анатомической модели с открытыми для обозре­ния сухожилиями и мышцами. По предположе­нию Мартинеля, «Гауди представлял себе, что стоит перед умирающим человеком, который взывает о помощи».

Дав клятву посвятить каждое мгновение сво­ей жизни восстановлению Поблета, юноши при­ступили к работе. Гауди должен был восстано­вить стены, укрепить своды, соорудить новую крышу и заделать дыры, оставшиеся от искателей сокровищ. На долю Риберы выпало изучить ис­торию Поблета и его прославленных обитателей. В обязанности Тоды входило составление ката­лога библиотеки и архивов монастыря. В пере­рывах между этими занятиями Эдуардо должен был писать монографию о Поблете, доходы от продажи которой покрыли бы первоначальные издержки. Получив немного денег, монастырь быстро вернет свою самостоятельность. В своем пятилетнем плане мальчики даже предусмотрели наемного работника, женщину, которая будет ежедневно ходить в Монблан и продавать свежие овощи.

Но это было только начало. Наряду с обыч­ными домашними животными они планировали держать сотню коров, ульи, а также устроить центр по разведению лошадей. А когда посетители бу­дут предаваться отдыху в часы сиесты, мальчики смогут стрелять диких кроликов и зайцев. Недалеко от входа в монастырь они планировали ор­ганизовать сувенирную лавку, в которой прода­вались бы памятные монеты, книги о Поблете, написанные Тодой и Риберой, домашнее мыло, мед, высушенные и свежие травы, уксус и разно­образные чучела птиц.

Отличавшиеся изобретательностью Гауди и Тода понимали ограничения и финансовые труд­ности аскетизма как принципа бизнеса. Они пла­нировали такие развлечения и отдых, как бильярд и небольшое кафе, в котором продавался бы та­бак и мускатель местного производства. Кафе также должно было играть определенную роль в воспи­тании чувств. В конце концов, именно здесь оби­татели Поблета должны были научиться «привы­чкам любви».


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Мечты маленького Антонио
Школьная дружба

НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ
Торец дома Висенса со стороны ул. Сан-Хервасио
Кованые решетки в венецианском стиле (центральный зал Дворца Гуэля)
Субирач получил заказ на создание скульптур для фасада Страстей в 1986 г.
Рейтинг@Mail.ru 2009 г. Первый сайт на русском языке об Антонио Гауди и его архитектуре.
Данный сайт является некоммерческим проектом, созданным исключительно с целью просвещения.
Отзывы, комментарии, предложения, а также любые новые материалы про Гауди, вы можете прислать на почтовый ящик antonio.gaudi СОБАКА yandex.ru