![]() | Наполеоновские планы юности | ![]() |
Монастырь Поблет сегодня. |
Три мальчика были неразлучны, исследуя окрестные деревни и ища новые места для археологических раскопок. Однако, по словам Риберы (друга Гауди), то, что они изучали в окрестностях Реуса, могло соперничать с развалинами цистерцианского монастыря Поблет. Это было одновременно место захоронения и дворец каталонских королей Пере Церемонного, Альфонса Великодушного, Альфонса Целомудренного и Мартина Доброго. Называются разные даты визита мальчиков в Поблет — между 1865 и 1870 годами. Но скорее всего это произошло летом 1867 года.
В период Реконкисты Поблет играл очень важную роль в судьбе каталонского католицизма. Монастырь был основан в 1153 году на землях, подаренных правителем Каталонии Рамоном Бе-ренгером IV аббату из Лангедока. Расположенный в пограничной области, которая позже получила название Новой Каталонии, он был защищен с тыла подножием гор Сьерра-де-Прадес. Его закладка была недвусмысленным выражением притязаний христиан на эту дикую местность. Даже окрестности Террагоны были присоединены к христианскому миру лишь в 1129 году, то есть всего на двадцать лет раньше, и последующие четыреста лет граничили с землями мавританского королевства.
Останавливая свой выбор на аскетизме святого Антония Великого, египетского отшельника третьего века (основателя христианского монашества), цистерцианцы надеялись вернуть монашеской жизни чистоту, отвергали богатство ради смирения, бедности и простоты. В этом своем стремлении они создали потрясающую по строгости архитектуру. Во времена наибольшего расцвета ордена цистерцианцев в его 300 монастырях жили 11 000 «белых монахов». Поблет был превосходным образцом аскетичного цистерци-анского стиля.
Тем не менее аскетизм не стал препятствием для гигантского строительства. К 1885 году благодаря наследству и пожертвованиям собственность монастыря разрослась: здесь располагалась внушительная библиотека, а также больница для бедных и бездомных. К 1400 году монастырь владел шестьюдесятью деревнями и контролировал десять соседних городов, обладая правом назначать их мэров. Поблет на деле являл собою маленькое княжество под управлением бдительного аббата. В пору наивысшего расцвета Поблета — в конце четырнадцатого века — король Мартин Добрый построил себе дворец, примыкавший к стенам монастыря.
На протяжении нескольких десятилетий 19-го века Поблет подвергался регулярному разграблению: в поисках сокровищ вскрывались могилы, увозились ценные строительные материалы и камень. То, до чего не смогли добраться сборщики хлама, уничтожила стихия. Когда-то одна из богатейших архитектурных жемчужин христианского мира теперь лежала в руинах.
Но именно камни монастыря Поблет лежат в основании выдающихся творений Гауди и Тоды (друг юного Гауди, будущий известный дипломат). С покрытых туманом склонов Поблета эти «гласы вопиющих в пустыне» призывали Каталонию вновь обратиться к своему славному прошлому.
Удивительно, но сохранилось несколько документов того периода: рисунки, эссе, библиотечный каталог, сочиненный Тодой поэтический панегирик и первоначальный план работ. Написанные в основном на обратной стороне манифеста, датированного 25 сентября 1865 года и призывающего к сдержанности в тяжелые времена, эти документы бесценны, поскольку отражают формирование чувств у трех мальчиков.
Гауди было тринадцать, а Тоде пятнадцать лет. Относящийся к 1871 году панегирик Тоды под названием «Поблет» поражает своей напыщенностью: О, Поблет! — Король, которому нет равных... Ты подобен изобильной груди, питающей мир и любовь. Утешительно печальный и ангельски сердечный, Яркая звезда знания и истины.
В соответствии с романтическими традициями того времени печальная лития Тоды продолжается еще более страстно:
Бесчестные убийцы... И все это во имя свободы и мира! Разрушить славу нашей культуры И осквернить могилы наших героев, Сеять всюду ужас и страх смерти... Только трус оскверняет искусство. Если это свобода, то свобода смердит!
В отличие от Тоды у Гауди не было литературных амбиций. Его волнение проистекало непосредственно из разбитого камня: «архитектура правит в полнейшем молчании».
Их действия не ограничивались лишь папкой рисунков. Они поставили перед собой, казалось бы, невыполнимую задачу — реставрировать монастырь. Бьющий через край оптимизм и бравада компенсировали недостаток мастерства. Но для Гауди это была первая архитектурная лаборатория, дававшая возможность разобрать «небольшие кусочки зданий», чтобы посмотреть, как они построены. Каково соотношение бутового камня и облицовки в арочном контрфорсе? Насколько тяжел замковый камень? Гауди был зачарован раскрывавшимися строительными тайнами, свидетельствовавшими о том, что «нагота нищего видна сквозь его рубище». Поблет был подобен анатомической модели с открытыми для обозрения сухожилиями и мышцами. По предположению Мартинеля, «Гауди представлял себе, что стоит перед умирающим человеком, который взывает о помощи».
Дав клятву посвятить каждое мгновение своей жизни восстановлению Поблета, юноши приступили к работе. Гауди должен был восстановить стены, укрепить своды, соорудить новую крышу и заделать дыры, оставшиеся от искателей сокровищ. На долю Риберы выпало изучить историю Поблета и его прославленных обитателей. В обязанности Тоды входило составление каталога библиотеки и архивов монастыря. В перерывах между этими занятиями Эдуардо должен был писать монографию о Поблете, доходы от продажи которой покрыли бы первоначальные издержки. Получив немного денег, монастырь быстро вернет свою самостоятельность. В своем пятилетнем плане мальчики даже предусмотрели наемного работника, женщину, которая будет ежедневно ходить в Монблан и продавать свежие овощи.
Но это было только начало. Наряду с обычными домашними животными они планировали держать сотню коров, ульи, а также устроить центр по разведению лошадей. А когда посетители будут предаваться отдыху в часы сиесты, мальчики смогут стрелять диких кроликов и зайцев. Недалеко от входа в монастырь они планировали организовать сувенирную лавку, в которой продавались бы памятные монеты, книги о Поблете, написанные Тодой и Риберой, домашнее мыло, мед, высушенные и свежие травы, уксус и разнообразные чучела птиц.
Отличавшиеся изобретательностью Гауди и Тода понимали ограничения и финансовые трудности аскетизма как принципа бизнеса. Они планировали такие развлечения и отдых, как бильярд и небольшое кафе, в котором продавался бы табак и мускатель местного производства. Кафе также должно было играть определенную роль в воспитании чувств. В конце концов, именно здесь обитатели Поблета должны были научиться «привычкам любви».