Школьная дружба |
В школе Антонио Гауди не выделялся особыми успехами. Единственным предметом, с которым он справлялся блестяще, была геометрия. Все остальные отметки были неважными. Его неразлучные друзья Эдуардо Тода и Хосе Рибера, напротив, все школьные годы получали высокие баллы. Тода вспоминал, что Гауди, которому мешали спорадические приступы болезни, особенно ненавидел зубрежку. Ничто не вызывало у него такую скуку, как бесконечное распевание кантат. Школа не могла заменить ему мастерскую отца, археологические открытия, которые ждали его в окрестностях Мас-де-ла-Калдерера, или прогулки с друзьями.
Жизнь в Реусе давала четырнадцатилетнему мальчику массу возможностей для разнообразных занятий. С наибольшей теплотой Гауди вспоминал свои вылазки за пределы города. Его товарищи Эдуардо Тода и Хуан Рибера Сане дарили ему дружбу, сменившую одиночество прежних лет. В школьные годы три друга даже выпустили больше десяти номеров домашнего журнала «Арлекин», в котором Гауди был художественным редактором и главным иллюстратором. Их союз был прочно скреплен романтическими обычаями конца девятнадцатого века; они обменивались знаками верности, строили планы будущей карьеры, клялись в вечной дружбе. В это же время недалеко от них под зонтичными соснами Прованса два талантливых человека, Поль Сезанн и Эмиль Золя, ковали свою долгую и крепкую творческую дружбу.
У трио Тода—Гауди—Рибера было много каталонских героев, которым они могли подражать. Они воображали, что всходят на борт флагманского корабля тринадцатого века, чтобы вместе с Хайме Завоевателем покорить Мальорку и Балеарские острова и сохранить контроль Каталонии над морскими путями, или что они находятся в открытом море, наблюдая за возвращением Колумба. Мальчики сочиняли стихи, обсуждали кодексы рыцарства, романтической любви, каталонской истории и восстановления национальных памятников.
Осматривая римские печи для обжига кирпича, они пытались обнаружить следы стоянки эпохи раннего палеолита, которые, по слухам, сохранились в Burgar. Они искали кладбище бронзового века в Boela и, направляясь в город-крепость
Монблан, делали остановку у построенной в романском стиле церкви La Sang. Однажды Гауди повел друзей в горы, чтобы показать земельные владения своей семьи.
В своем рассказе « Calaverada» поэт Жоан Марагалл изобразил трех человек, явно имея в виду наших друзей. Каждый из них по очереди вспоминает какой-то очень личный эпизод из своей жизни. История художника оказалась совершенно невинна, а рассказ поэта был полон буйного веселья. И только третий приятель, архитектор с рыжей бородой, прототипом которому послужил Гауди, хранил молчание. Своим смущением и печальными глазами он напоминал ребенка, случайно оказавшегося в компании взрослых. Друзья придвинулись ближе, чтобы послушать его рассказ, а он еще сильнее вжался в диван, поглаживая свою бороду и загадочно улыбаясь. Наконец он заговорил: «Это было мое первое самостоятельное путешествие. Я собирался посетить церкви, и все в моей семье точно знали, куда я направляюсь. Отец составил подробный маршрут, где было указано, сколько времени я должен провести в каждом месте, — расчеты были произведены с точностью до минуты. С каждого пункта своего путешествия я должен был отправлять домой описания зданий и других интересных мест, а также подробно сообщать матушке о состоянии своего драгоценного здоровья».
Очевидно, что в рассказе Марагалла содержится изрядная доля поэтического вымысла, однако общее настроение передано точно. Заботливая мать и требовательный отец, едва не задушившие радость сына от его первого путешествия, описаны очень живо.
Самым захватывающим событием для трех мальчиков стала поездка в Террагону, в которой было много древнеримских развалин. Там находился большой амфитеатр, крытый рынок, бани, цирк, многочисленные храмы и единственный сохранившийся в Каталонии форум.