Наполеоновские планы юности |
Монастырь Поблет сегодня. |
Великолепная ключевая вода из местного источника и молочные продукты способствовали бы созданию торговой сети для снабжения окрестных деревень. Разумеется, юные предприниматели понимали, что потребуются серьезные капиталовложения; поэтому они планировали приобретение мельницы, промышленного пресса для отжима оливкового масла и перегонного куба, который должен был изготовить отец Гауди.
Начав с этого минимума, они рассчитывали быстро расширить производство и заняться другими видами деятельности: планировалось приобретение лесопилки, аптеки и экипажа, который должен был бы встречать поезд с гостями Поблета. Успех всего дела в значительной степени определялся надежным местным банком. Поэтому юноши хотели основать и его.
В самой середине списка — едва ли не запоздалая мысль — содержится радикальное предложение обратиться в правительство за ежегодным грантом.
Они старались предусмотреть все случайности, включая поправки на сезонные колебания дохода. Зимой, чтобы покрыть дефицит, они будут заготавливать древесину и пережигать ее на древесный уголь, а летом продавать снег, бережно сохраняемый в подвалах.
Но основным источником дохода должна была стать гостиница Поблета со своими квартирами самообслуживания. Там планировалось установить справедливые цены со скидками тем, кто останавливается надолго. У гостей не будет иного выбора, кроме как покупать продукцию Поблета. По самым скромным подсчетам, 50 процентов ежедневного жалованья наемных работников будет возвращаться в кассу монастыря. Что касается рабочей силы, то первоначально предполагалось нанять пятнадцать человек: двенадцать рабочих, пастуха, повара и главного управляющего.
Во время многочисленных посещений Поблета им ни разу не приходило в голову, что они играют с собственностью правительства. Но Поблет был совершенно заброшен. Интерес к традиционным ремеслам и стремление к реставрации национальных памятников иссякли еще в предыдущем поколении.
Мальчики были полны энергии и энтузиазма. Тода составил каталог из более чем 160 книг и 70 коробок с документами. Большинство книг, похоже, принадлежало продавцу антикварных книг из Барселоны, который оставил их тут на хранение. Тода позаимствовал несколько томов по бухгалтерскому делу и естественной истории, а Гауди остановил свой выбор на религиозных книгах, «El Camino Real de la Cruz» и биографии доктора Франсиско де Кверальта, написанной отцом Мигелем Комилли, возможно, надеясь, что она прольет свет на его родство с Кверальтом (по материнской линии).
Но планы мальчиков на этом не останавливались. Друзья разрабатывали модель общины, основанной на принципах товарищества и сотрудничества, и никогда не ставили себе целью возрождение самого монастыря. Они рассчитывали, что местные строители, занятые на восстановлении Поблета, привезут с собой семьи и поселятся здесь же. Привлеченные красотой монастыря, художники будут использовать верхние этажи с выходящими на север окнами в качестве студий и выставочных залов, а также для музея естественных наук.
Удивительно — но многое из этого претворилось в жизнь. Тода написал свою книгу, в 30-х годах, оставив дипломатическую службу, и в качестве почетного президента возглавил Фонд восстановления Поблета.
Уроки, которые извлек Гауди, были более чем серьезными. Время от времени он возвращался в Поблет, хотя это место больше никогда полностью не завладевало его вниманием. Тем не менее опыт Поблета был бесценен для Гауди. Размышления над всеми деталями этого утопического проекта послужили катализатором его становления как архитектора. С этого времени творчество Гауди вдохновлялось мечтой о создании целого общества, основанного на честном труде и искусстве.
Эти же мечты невольно высветили и его слабости — непомерные амбиции, недостаток скромности и проблемы с адекватной оценкой его произведений. Работа над проектом возрождения Поблета была бунтом, которым управляла фантазия. В своем «Manuscrito» они писали, что один из руководителей Поблета возглавит корабль и отправится в Азию за грузом черного дерева и других ценных товаров.
Гауди и Тоду преследовали кошмарные видения ночных хищных птиц, выпархивающих из надгробий или смотрящих на них из глазниц разлагающихся мертвецов. Возможно, они вспоминали гравюру Гойи «Сон разума рождает чудовищ», на которой изображен сам Гойя, уронивший голову на руки и окруженный грозными демонами и порождениями ночи. Позже Гауди вернулся к этой идее при обсуждении особенноетей средиземноморского освещения: «Люди на юге из-за избытка света пренебрегают разумом и порождают чудовищ».
Идеи Гауди имеют обыкновение многократно повторяться. Гауди имел репутацию революционера и новатора, но мысли его были на удивление повторяющимися и самодостаточными. Любое его публичное высказывание об архитектуре было тщательно продумано. В интервью 1913 года он заявлял, что его идеи «еще не конкретизированы», но это явно не соответствовало действительности. Многие из его юношеских идей прошли через пыль и шум стройплощадки практически нетронутыми.
За энтузиазмом и необыкновенной серьезностью Гауди стоит еще одна составляющая его характера. На самом деле он играл во взрослого, сгущая краски и намеренно представляя из себя личность. Потом он превратится во франта. А еще позже — в монаха-цистерцианца и художника- священника.
Но Поблет все же сотворил чудо. Рибера не разочаровал своих друзей. С драматической категоричностью «Manuscrito de Poble» недвусмысленно объявлял их конечную цель: «Поблет будет восстановлен, чтобы больше никогда не попадать в лапы черных стервятников, которые когда-то паразитировали на совести испанского народа. Восстановленный, он заглушит печальную память об этих ужасных поступках».
В сентябре молодые люди вынуждены были расстаться. Тода уехал в Мадрид, Рибера отправился на юг, в Андалусию, а Гауди, твердо решивший стать архитектором, был вынужден ждать. Обучение его старшего брата медицине съедало значительную долю семейного бюджета.