Сайт о творчестве и жизни каталонского архитектора Антонио Гауди

ИНТЕРЕСНОЕ
Хуан Марагалл вспоминает беседу с Гауди, во время которой его потряс вдумчивый пессимизм архитектора: «В своей работе, в упорных попытках матери­ализации духа он видит закон наказания, и он раскрывает себя в нем. Я не мог скрыть своего неодобрения такого негативного восприятия жиз­ни, и мы немного поспорили, совсем чуть-чуть, но я все время чувствовал, что мы не в состоянии понять идеи друг друга. И это я, который считал себя истинным католиком!»
Рекламные ссылки на сайте:
НОВОСТИ
Новая статья о юности Гауди
В статье рассказывается о том, как в школьные годы Гауди со своими друзьями мечтал восстановить монастырь Паблет, который находился рядом с Реусом. Мечты молодых людей выросли в настоящий бизнес-план ими составленный.

подробнее

Хронология жизни
В разделе "краткая биография" теперь появилась таблица с хронологией жизни нашего любимого архитектора.

подробнее

Наполеоновские планы юности

Монастырь Поблет сегодня.

Монастырь Поблет сегодня.

Великолепная ключевая вода из местного ис­точника и молочные продукты способствовали бы созданию торговой сети для снабжения ок­рестных деревень. Разумеется, юные предприни­матели понимали, что потребуются серьезные ка­питаловложения; поэтому они планировали при­обретение мельницы, промышленного пресса для отжима оливкового масла и перегонного куба, который должен был изготовить отец Гауди.

Начав с этого минимума, они рассчитывали быстро расширить производство и заняться дру­гими видами деятельности: планировалось при­обретение лесопилки, аптеки и экипажа, кото­рый должен был бы встречать поезд с гостями Поблета. Успех всего дела в значительной степе­ни определялся надежным местным банком. Поэтому юноши хотели основать и его.
В самой середине списка — едва ли не запо­здалая мысль — содержится радикальное предложение обратиться в правительство за ежегодным грантом.

Они старались предусмотреть все случайнос­ти, включая поправки на сезонные колебания дохода. Зимой, чтобы покрыть дефицит, они бу­дут заготавливать древесину и пережигать ее на древесный уголь, а летом продавать снег, береж­но сохраняемый в подвалах.

Но основным источником дохода должна была стать гостиница Поблета со своими квартирами самообслуживания. Там планировалось устано­вить справедливые цены со скидками тем, кто останавливается надолго. У гостей не будет иного выбора, кроме как покупать продукцию Поблета. По самым скромным подсчетам, 50 процентов ежедневного жалованья наемных работников будет возвращаться в кассу монастыря. Что каса­ется рабочей силы, то первоначально предпола­галось нанять пятнадцать человек: двенадцать рабочих, пастуха, повара и главного управляю­щего.

Во время многочисленных посещений По­блета им ни разу не приходило в голову, что они играют с собственностью правительства. Но Поблет был совершенно заброшен. Интерес к тра­диционным ремеслам и стремление к реставра­ции национальных памятников иссякли еще в предыдущем поколении.

Мальчики были полны энергии и энтузиазма. Тода составил каталог из более чем 160 книг и 70 коробок с документами. Большинство книг, по­хоже, принадлежало продавцу антикварных книг из Барселоны, который оставил их тут на хране­ние. Тода позаимствовал несколько томов по бухгалтерскому делу и естественной истории, а Гауди остановил свой выбор на религиозных книгах, «El Camino Real de la Cruz» и биографии доктора Франсиско де Кверальта, написанной отцом Мигелем Комилли, возможно, надеясь, что она прольет свет на его родство с Кверальтом (по материнской линии).

Но планы мальчиков на этом не останавлива­лись. Друзья разрабатывали модель общины, ос­нованной на принципах товарищества и сотруд­ничества, и никогда не ставили себе целью воз­рождение самого монастыря. Они рассчитывали, что местные строители, занятые на восстановле­нии Поблета, привезут с собой семьи и поселятся здесь же. Привлеченные красотой монастыря, художники будут использовать верхние этажи с выходящими на север окнами в качестве студий и выставочных залов, а также для музея естест­венных наук.

Удивительно — но многое из этого претвори­лось в жизнь. Тода написал свою книгу, в 30-х годах, оставив дипломатическую службу, и в ка­честве почетного президента возглавил Фонд восстановления Поблета.

Уроки, которые извлек Гауди, были более чем серьезными. Время от времени он возвращался в Поблет, хотя это место больше никогда полнос­тью не завладевало его вниманием. Тем не менее опыт Поблета был бесценен для Гауди. Размыш­ления над всеми деталями этого утопического проекта послужили катализатором его становле­ния как архитектора. С этого времени творчество Гауди вдохновлялось мечтой о создании целого общества, основанного на честном труде и ис­кусстве.

Эти же мечты невольно высветили и его слабости — непомерные амбиции, недостаток скром­ности и проблемы с адекватной оценкой его произведений. Работа над проектом возрождения Поблета была бунтом, которым управляла фанта­зия. В своем «Manuscrito» они писали, что один из руководителей Поблета возглавит корабль и отправится в Азию за грузом черного дерева и других ценных товаров.

Гауди и Тоду преследовали кошмарные виде­ния ночных хищных птиц, выпархивающих из надгробий или смотрящих на них из глазниц раз­лагающихся мертвецов. Возможно, они вспоми­нали гравюру Гойи «Сон разума рождает чудо­вищ», на которой изображен сам Гойя, уронив­ший голову на руки и окруженный грозными демонами и порождениями ночи. Позже Гауди вернулся к этой идее при обсуждении особенноетей средиземноморского освещения: «Люди на юге из-за избытка света пренебрегают разумом и порождают чудовищ».

Идеи Гауди имеют обыкновение многократно повторяться. Гауди имел репутацию революцио­нера и новатора, но мысли его были на удивле­ние повторяющимися и самодостаточными. Лю­бое его публичное высказывание об архитектуре было тщательно продумано. В интервью 1913 года он заявлял, что его идеи «еще не конкретизиро­ваны», но это явно не соответствовало действи­тельности. Многие из его юношеских идей про­шли через пыль и шум стройплощадки практи­чески нетронутыми.

За энтузиазмом и необыкновенной серьезнос­тью Гауди стоит еще одна составляющая его ха­рактера. На самом деле он играл во взрослого, сгущая краски и намеренно представляя из себя личность. Потом он превратится во франта. А еще позже — в монаха-цистерцианца и худож­ника- священника.

Но Поблет все же сотворил чудо. Рибера не разочаровал своих друзей. С драматической кате­горичностью «Manuscrito de Poble» недвусмыслен­но объявлял их конечную цель: «Поблет будет восстановлен, чтобы больше никогда не попадать в лапы черных стервятни­ков, которые когда-то паразитировали на совести испанского народа. Восстановленный, он заглу­шит печальную память об этих ужасных поступ­ках».

В сентябре молодые люди вынуждены были расстаться. Тода уехал в Мадрид, Рибера отпра­вился на юг, в Андалусию, а Гауди, твердо решив­ший стать архитектором, был вынужден ждать. Обучение его старшего брата медицине съедало значительную долю семейного бюджета.


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Мечты маленького Антонио
Школьная дружба

НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ
Торец дома Висенса со стороны ул. Сан-Хервасио
Кованые решетки в венецианском стиле (центральный зал Дворца Гуэля)
Субирач получил заказ на создание скульптур для фасада Страстей в 1986 г.
Рейтинг@Mail.ru 2009 г. Первый сайт на русском языке об Антонио Гауди и его архитектуре.
Данный сайт является некоммерческим проектом, созданным исключительно с целью просвещения.
Отзывы, комментарии, предложения, а также любые новые материалы про Гауди, вы можете прислать на почтовый ящик antonio.gaudi СОБАКА yandex.ru