Мечты маленького Антонио |
Монастыь Монсеррат занимавший воображение Гауди в детстве |
Родовые корни Гауди происходят в основном из Реуса и Риудомса. Это обстоятельство послужило основой многих образов и идей молодого Гауди и дало ему сохранившееся на всю жизнь чувство родины. Для Гауди, даже в более зрелые годы, происхождение из Баиш Камп служило более чем достаточной рекомендацией. Он сохранил верность друзьям детства. Стоит только взглянуть, сколько помощников Гауди приехали из Реуса и Террагоны, чтобы понять прочность его корней.
Гауди рос слабым ребенком. После воспаления легких у него развился ревматический артрит. Выздоровление было долгим. В периоды ремиссии Антонио мог нормально ходить в школу, но иногда его так скрючивало, что передвигаться он способен был только верхом на ослике. Одно из первых воспоминаний Гауди — подслушанные слова врача, касающиеся его здоровья. Мальчику предрекали раннюю смерть, если он не будет беречь силы. Свидетельством силы воли Гауди может служить тот факт, что, услышав о своей неизбежной смерти, он всецело сосредоточился на том, чтобы предсказание доктора не сбылось. Но болезнь давала о себе знать. Тода, его самый близкий приятель детства, вспоминал, что Гауди состарился раньше времени и казался самым старым из всех друзей, которые когда-либо ходили по земле.
Площадкой для игр ему служили Риудомс и русло реки. Лишенный товарищей в первые годы учёбы, он быстро открыл для себя мир фантазий, по красоте и разнообразию не уступавший природе.
Во времена раннего Средневековья Риудомс представлял собой обнесенное стенами поселение с замком. Вошедший в моду в конце девятнадцатого века романтизм превратил архитектурное смешение стилей в культ. Риудомс находился между горным монастырем Эскорнальбоу и замком Вилаформити. Две расположенные поблизости деревенские усадьбы Древнего Рима питали мечты обнаружить сокровища прошлых эпох.
Но еще более интригующими были слухи о том, что где-то здесь находится древнее поселение железного века Лаберия. У Баиш Камп богатое и непростое прошлое.
Жизнь в Риудомсе скрашивалась светскими и церковными праздниками: карнавал, Вербное воскресенье, Страстная неделя, Пасха, День святых Петра и Павла, День святого — покровителя деревни, День Всех Святых и Рождество.
Горы сулили другое. С юного возраста Антонио посещал церкви Сан Пере и Сан Жауме, а также слышал легенду о Монсеррате. В Montroig тоже была своя черная мадонна, но посещение местного алтаря Nostra Senyora de la Roca не шло ни в какое сравнение с путешествием в Монсеррат. Ничто в религиозной жизни Каталонии не могло сравниться с этим монастырем. Настоящее каталонское паломничество было мечтой каждого мальчика, воспитанного в истинно католической вере.
Глядя вверх по течению реки Маспужольс, юный Гауди видел горы и шпили церквей. Воздух здесь был необыкновенно чист и прозрачен, что сокращало расстояния и делало пейзаж плоским, как на кубистской картине.
Игра света на камне чарующа по всей Испании, но в Каталонии этот эффект достигает особой мистической силы. Он стал лейтмотивом творчества Гауди, и его понимание было первой и в основном интуитивной реакцией. Недолгая оккупация маврами Баиш Камп принесла эстетику света, которая управляла внешним убранством при помощи повторяющихся рельефных мотивов. Тем не менее гений Гауди всегда характеризовался личным опытом, а также опорой на историю архитектуры.
С верхушек гор на юге можно разглядеть береговую линию до самой Тортосы и болотистую низину в дельте Эбро. На севере горизонт изрезан заснеженными Пиренеями; горная цепь тянется к побережью и встречается со Средиземным морем у Порт-Боу. Неподалеку находится Вальс, а чуть дальше — Санта-Колома-де-Ке-ральт и Вилафранка-дель-Пинедес, где жили предки Гауди по материнской линии. Там же видна парящая в вышине громада Монсеррат. Маленький Гауди смотрел на горы, и ему говорили, что когда-нибудь он отправится туда и увидит святыню своими глазами.