Сайт о творчестве и жизни каталонского архитектора Антонио Гауди

ИНТЕРЕСНОЕ
Чтобы увидеть настоящего Антонио Гауди, нужно позволить основным чертам его личности проступить сквозь наслоения мифа. Для каталон­цев проследить источник гения Гауди совсем не­трудно — это непоколебимая верность своим корням. Способность Гауди придерживаться этой основы питала его творчество на протяжении всей жизни.
Рекламные ссылки на сайте:
НОВОСТИ
Новая статья о юности Гауди
В статье рассказывается о том, как в школьные годы Гауди со своими друзьями мечтал восстановить монастырь Паблет, который находился рядом с Реусом. Мечты молодых людей выросли в настоящий бизнес-план ими составленный.

подробнее

Хронология жизни
В разделе "краткая биография" теперь появилась таблица с хронологией жизни нашего любимого архитектора.

подробнее

Н. Бассегода. Антонио Гауди и архитектура Запада XX в.

Архитектор своего времени.

Портерет Гауди, работа Описсо, 1900 г.

Портерет Гауди, работа Описсо, 1900 г.

Каждая область Испании по-своему переживала культурно-этнические взаимо¬действия и генерировала самобытность, но особое место исторически занима¬ет плодородная Каталония, открытая всему средиземноморскому миру и сов¬ременности. И в то же время, как замечает современный испанский журналист, М. Висенталь «Каталония переводит, торгует, обменивается товарами, но не те¬ряет родного языка и собственной индивидуальности».

На рубеже XIX и XX вв. культурный феномен Каталонии, возможно, в связи с обострением сепаратистских тенденций в общественном сознании и полити¬ческой жизни выразился в творчестве ряда крупных художников-новаторов, но едва ли не наиболее органично и многосторонне — в работах Гауди. Совет¬ский литературовед И. Тертерян пишет: «Способность испанских мастеров пре¬ображать любые заимствования своим мировосприятием, своей фантазией сохранилась до новейших времен. Так, воплощенное в камне причудливое воображение барселонского архитектора Антонио Гауди (1852—1926) то уноси¬лось в прошлое, к рыцарским временам (епископский дворец в Асторге), то воспа¬ряло к небу, как в детской грезе (церковь Святого Семейства в Барселоне)». Гауди — очень испанский, даже очень каталонский художник, и в то же вре¬мя он универсален, всемирен.

Широко известны истории, а чаще легенды о не признанных при жизни худож¬никах, которых после смерти объявляли гениями. В архитектуре таких приме¬ров немного, тем более что «непризнанные» архитекторы, особенно в усло¬виях частной собственности, вряд ли могут надеяться на получение крупных, престижных, дорогостоящих заказов. Однако нередко широкое признание за¬паздывало, если архитектурная фантазия опережала свое время, или в нем отказывали мастерам по причине изменения стилевой направленности. Новая мода не просто отодвигает, но часто дезавуирует вчерашних кумиров (так, в 70-е годы не просто пошатнулся, но был едва ли не отвергнут авторитет пио¬неров современного движения) и, напротив, «открывает» в истории архитектуры неизвестные в свое время или забытые персонажи (например, американский скульптор первой половины XIX в. Горацио Грино, провозглашенный нацио¬налистически ориентированной архитектурной историографией США 60-х го¬дов провозвестником функциональной архитектуры), чьи творения или взгляды оказывались созвучны носителям новых веяний.

Великое в искусстве не всегда грандиозно. К.-Н. Леду и особенно Иван Леони¬дов достигли вершин именно в своих проектных исканиях. Но про Гауди никак не скажешь, что он мог быть не замечен как профессионал. Да, почти все его постройки сооружены в пределах центрального района Барселоны, но при этом они занимают ключевые участки, имеют впечатляющие физические размеры (даже не говоря о безмерно грандиозном замысле Саграда Фамилиа), раз¬нообразны по своему функциональному назначению, а такие объекты, как Коло¬ния Гуэль, являются крупными многофункциональными комплексами. При всем мистицизме и аскетизме Гауди был человеком и архитектором своего времени. Он своеобразно отразил иллюзии и фантазии нового века. Чувства его, воспитанные и одухотворенные религиозностью, оставались в прошлом, а полет его разума устремлялся далеко вперед, за рамки реальных перспектив. Гауди был крупнейшим, талантливейшим мастером «ар-нуво» (в России назы¬вавшегося «модерн») — стиля, вызревшего в недрах эклектики, но несшего в се¬бе новые, рационалистические и свободные от канонизации и часто от привязки к конкретным местным традициям тенденции. Гауди использовал в своих зда¬ниях конструкции (параболические арки, гиперболоиды, спирали, наклонные колонны и т.д.), геометрия которых предвосхитила поиски не только архитекто¬ров, но и инженеров XX в.

Антонио Гауди, как справедливо отмечали исследователи, был в чем-то близок художникам-примитивистам. Однако для него совершенно не характерна свой¬ственные им статичность, неизменность творческой манеры. Вместе с зодчест¬вом своего времени он прошел от эклектизма ранних произведений к соз¬данию собственной версии «ар-нуво», близкой к характерным для эпохи на¬ционально-романтическим течениям, а в поздний период в некоторых работах был близок к вновь распространившемуся в начале XX в. классицизму. Он, пожалуй, не одинок и творчески. Его произведения перекликаются, при всех стилевых различиях, с близкими по времени работами Луиса Салливена и раннего Фрэнка Ллойда Райта. Гауди является косвенным предшественником экспрессионизма, причем больше художественного, чем непосредственно архитектурного. В 1911 г. выставка фотографий его зданий в Париже привлекла необычный интерес (кстати, как и почти одновременная публикация в Европе работ Райта).


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Аннотация
Н. Бассегода. Предисловие
Н. Бассегода. Начало (2) (3) (4)

НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ
Сегодня дом Висенса окружают высотные дома
Современная Барселона: собор Саграда Фамилиа
Змеи являются украшением Парка Гуэль
Рейтинг@Mail.ru 2009 г. Первый сайт на русском языке об Антонио Гауди и его архитектуре.
Данный сайт является некоммерческим проектом, созданным исключительно с целью просвещения.
Отзывы, комментарии, предложения, а также любые новые материалы про Гауди, вы можете прислать на почтовый ящик antonio.gaudi СОБАКА yandex.ru