Парк Гуэль |
Потеря Каталонией своих колониальных рынков после кубинского кризиса 1898 года имела серьезные экономические последствия. Спад промышленного производства вынудил текстильных магнатов, таких, как Гуэль, искать альтернативные объекты вложения капитала. Одним из возможных средств выхода из кризиза были вложения в недвижимость. В 1900 году Эусебио Гуэль решил воплотить в жизнь грандиозный план, рассчитывая на талант и трудолюбие своего лучшего друга Антонио Гауди… Гуэль, который в то время увлекался утопическими идеями «идеального поселения", вознамерился превратить унылую гору в зеленую загородную зону.
Всего в трех километрах от Риудомса находилось поместье маркиза де Маринао. В 1881 году архитектор Фонтсере, с которым Гауди сотрудничал в 70-е годы, приступил к превращению поместья в Кубу в миниатюре.
Маркиз в окружении кубинских слуг наслаждался видом тропического рая с озерами, сторожевыми башнями, гротами и собственным зоопарком. Вдоль главных аллей были посажены редкие деревья, привезенные из Америки и Дальнего Востока. Высокие пальмы Phoenix canariensis и Chamaerops excelsa, а также внушительные Washingtronia filifera служили фоном для приземистых Yucca brasilensis, редких Wichichintum и большого количества декоративных французских ваз.
В ближнем пригороде Барселоны, у северо-западной части города, возвышалась голая гора, на склонах которой почти не было растительности. Она так и называлась — Мунтанья Пслада, или "Лысая гора».
Гуэль, который в то время увлекался утопическими идеями «идеального поселения", вознамерился превратить эту унылую гору в зеленую загородную зону. Здесь, по его задумке, должны были появиться сорок домов — с садами, удобными дорожками, полянами для игр и отдыха.
Выбор места с точки зрения Гуэля был идеальный семейный дом Гуэлей.
Для создания облика Парка Гуэль Гауди обратился к ярмаркам девятнадцатого века. Были использованы новые методы заводской сборки и быстрого строительства. За старомодным фасадом скрывалась самая современная конструкция. Если задуманное удастся, то парк будет функционировать на множестве уровней: как промежуточное звено между частным владением и общественным местом, как связь между религией и национальным духом, формой и содержанием, как сочетание истории и современности, как соединение древних технологий с последними достижениями техники. В стремлении к современности и архитектор, и хозяин были едины.
Во многих отношениях Гуэль был превосходным патроном.
Дороги, которые серпантином поднимались в верхнюю часть парка, поддерживались рядами грубых колонн, установленных наклонно по отношению к холму и образовывавших систему виадуков. Планировка парка с его многочисленными извилистыми дорожками отражала ненависть Гауди к стерильности прямой линии.
Парк Гуэль чрезвычайно театрален. Его внешние стены украшены керамическими табличками с названием «Парк Гуэль» и сообщением о его обособленности от внешнего мира. Два домика у ворот производили необычное и тревожное впечатление. Эти выходящие на улицу d'Olot павильоны выглядят непропорциональными.
Во время тяжёлой болезни 1911 года состояние архитектурной практики Гауди больше, чем когда-либо, зависело от таланта его ассистентов и сотрудников. Рубио продолжал руководить все более проблематичными работами по реставрации Кафедрального собора в Пальма-де-Мальорке. Беренгер отвечал за строительство собора Саграда Фамилиа, Хухоль заканчивал змеевидную скамью в Парке Гуэль. И почти все продолжали надзирать за постепенной эволюцией крипты в Колонии Гуэль.
Примечательно, что именно в период продолжительной болезни Гауди в сотрудничестве с Хухолем создал свое самое вдохновенное и радостное произведение.
В ходе строительства парка Гауди сталкивался с самыми разными проблемами. К примеру, поверхность горы оказалась неровной и не очень годилась для разбивки дорог и аллей. Однако, Гауди не решился кардинально перепланировать местность. Он использовал разновысотный ландшафт, в результате чего в парке появились улицы в виде виадуков и при оформлении построек Гауди и его помощник Жозеп Мариа Хухоль использовали как новые материалы — вроде щебенки, которой засыпаны дорожки парка, — так и керамические отходы — битую плитку, осколки, поставляемые с местных заводов.
Проявив себя как мастер коллажа, Гауди добился удивительного эффекта.
К лету 1906 года Гуэлю и Гауди стало очевидно, что их проект столкнулся с трудностями. Парк страдал от недостаточно развитого общественного транспорта, необычных ограничений на строительство и неопределенной экономической ситуации. Были проданы только два из предполагаемых шестидесяти участков. Вполне вероятно, что перспективных клиентов переманивала иная застройка, которая успешно расширялась на юг, в сторону Avinguda del Tibidabo, а также район, находящийся ниже Vallvidrera, с его более развитыми транспортными сетями. Искушение постоянно поселиться в построенном Гауди феодальном поместье оказалось не таким уж сильным.
Мало кто знает, что Парк Гуэль, одна из самых известных достопримечательностей Барселоны, по сути своей является финансово несостоятельным проектом. И дело здесь вовсе не в том, что сегодня вход в парк абсолютно бесплатный для всех желающих.
Сайт о творчестве и жизни каталонского архитектора Антонио Гауди
Рекламные ссылки на сайте:
Новая статья о юности Гауди
В статье рассказывается о том, как в школьные годы Гауди со своими друзьями мечтал восстановить монастырь Паблет, который находился рядом с Реусом. Мечты молодых людей выросли в настоящий бизнес-план ими составленный. Хронология жизни
В разделе "краткая биография" теперь появилась таблица с хронологией жизни нашего любимого архитектора. |
|
|
2009 г. Первый сайт на русском языке об Антонио Гауди и его архитектуре. Данный сайт является некоммерческим проектом, созданным исключительно с целью просвещения. Отзывы, комментарии, предложения, а также любые новые материалы про Гауди, вы можете прислать на почтовый ящик antonio.gaudi СОБАКА yandex.ru |