Политические потрясения в Каталонии |
Ответ Ватикана на либерализм и индустриализацию лежал в основе политики пап на протяжении всего девятнадцатого века. «Mirari Vos» Григория XVI (1831 — 1846) от 1832 года проклинала все формы либерализма и задала тон до конца столетия. Энциклика папы Пия IX (1846— 1878) «Quanta Сига» 1864 года и «Перечень грехов» были направлены против «полного бреда» свободы вероисповедания и «чумы индифферентизма». Лев XIII (1878—1903), несмотря на свой явный консерватизм, проповедовал более активное взаимодействие с современным индустриальным обществом. В его «Rerum Novarum» 1891 года одновременно с поддержкой частной собственности впервые признается важность прожиточного минимума, прав рабочих и позитивная роль, которую могут играть профсоюзы. Это был вдохновляющий поворот к рабочему классу — но только по меркам католической церкви. Гауди и другие работодатели восприняли его как призыв восстановить якобы идиллическую гармонию средневековых ремесленных гильдий.
Испания стала гораздо менее религиозной. Перед лицом быстрой индустриализации религиозные и культурные традиции, такие важные для сохранения целостности общества, разрушались с катастрофической быстротой.
Тем не менее католическая церковь Испании не вся давала ответ на возникающие проблемы. В Астурии видный священнослужитель заявлял, что католицизм в рабочей среде должен иметь свободу выражения, а не быть результатом подкупа, запугивания и угрозы отлучения от церкви. Он спорил с маркизом Комильясом, чья горнорудная компания была одной из четырех крупнейших в Астурии. «Он произвел на меня неприятное впечатление. Когда я увидел, с какой абсолютной уверенностью он говорит, что я во всем не прав...» — вспоминал аббат. Узость взглядов Комильяса критиковали и другие, например поэт Хуан Марагалл, но большинство католиков Испании не были до такой степени готовы к переменам. Католические власти были почти единодушны в своем недоверии к городской бедноте: бездушный фатализм утверждал, что рабочий находится на дне общественной пирамиды потому, что по той или иной причине заслуживает этого.
Господствующая каталонская традиция оставалась патерналистской, видя единственно возможный тип отношений в сотрудничестве церкви и рабочего. Среди испанской интеллигенции и высшего света движение за католическое возрождение, находящееся под патронажем королевской семьи, становилось все более влиятельным.
Церковные общины быстро отреагировали на «Rerum Novarum». Были организованы католические рабочие кружки, которые немного отличались от принципов Колонии Гуэль. Однако, как и в большинстве первых социальных экспериментов, изоляция рабочих колоний от города была лишь относительной, что делало эти идеи осуществимыми.
Но самой неоднозначной областью деятельности церкви был рынок, где религиозные ордена намеренно стирали различия между благотво -рительностью и накоплением капитала. Монастыри функционировали как пекарни и дешевые прачечные, занимались рукоделием, пошивом и ремонтом одежды. Освобожденные от налогов и специализировавшиеся на всех видах деятельности — кроме проституции, — которыми женщины из низших слоев общества могли заниматься дома, монастыри не могли не стать объектом ненависти. Дополнительные доходы они получали от consume — акцизного сбора на все жизненно важные товары, — а также от монополии на сахар, табак и спички, которыми обладала католическая церковь. Резолюция 1902 года, в которой утверждалось, что религиозные ордена должны стать «незаменимым помощником в разрешении социального конфликта», привела церковь к прямому столкновению с рабочими.
В апреле 1901 года Прат де ла Риба сформировал объединенную каталонскую партию, региональную Лигу, чтобы на предстоящих выборах эффективно бороться с гегемонией национал-либеральной и консервативной партий, которые доминировали на политической сцене Каталонии на протяжении предыдущих двадцати пяти лет. Рискованное предприятие завершилось успехом: в Барселоне партия получила четыре из семи мест, причем два из них достались Доменечу и известному доктору Роберту, памятник которому впоследствии построит Гауди.