Каталонский национализм Гауди |
Однажды, ближе к концу жизни, когда Гауди прогуливался, полицейские, приняв его за бродягу, велели ему остановиться. Они стали задавать ему вопросы на кастильском, а он отвечал на каталанском наречии. В Испании тогда велась борьба с «каталонским национализмом», и полицейские, разозлившись, приказали архитектору, чтобы тот говорил на «правильном испанском», если не хочет угодить за решетку. Когда один из офицеров понял, что перед ними не бродяга, а сам Гауди, полицейские решили замять дело. Но Гауди продолжал весело болтать по каталонски, провоцируя стражей порядка. В конце концов, его забрали в участок на четыре часа. Так почему же Гауди так не хотел изменять родному языку?
Согласно легенде, Барселона была основана греческим мифическим героем Гераклом. В X—XI веках город стал центром всей Каталонии, а в XII веке благодаря династическому браку Каталония объединилась с Арагонским королевством. Барселона превратилась в крупнейший порт Арагона. Каталанский язык оформился к XI веку из вульгарной латыни и местных говоров. Средние века стали периодом экономического и политического процветания Каталонии и золотым веком каталанской литературы. Но в XVI веке начинается политическое доминирование Кастилии со столицей в Мадриде, и в Каталонии происходит культурный упадок. Во время войны за испанское наследство (1701—1714) по приказу короля Филиппа V кастильский диалект был признан официальным языком в политической, финансовой и юридической сферах, а язык каталанский запретили. В ответ появилось движение «Каталонизм». С промышленной революцией в Каталонии началась бурно развиваться текстильная промышленность, и регион стал одним из самых экономически развитых в стране. Каталонцы, вспомнив о своем историческом и культурном прошлом, старались вернуть родине былую славу. В результате возник «Каталонский ренессанс» — эпоха возрождения национального искусства и литературы.
Гауди рос в годы, когда интерес к каталонскому готическому искусству необычайно вырос. Он всегда был горячим приверженцем каталонизма и мечтал обогатить культуру своей родины. Архитектор по праву вошел в ряды лучших граждан Каталонии, став примером несгибаемой воли каталонского народа.