Н. Бассегода. Дом Мила. 1906—1910 |
Строительства дома Милы.
Дом Мила |
Все несущие конструкции перекрытий собраны из несущих прогонов, балок обрешетки и перегородчатых сводов согласно излюбленной мастером каталонской традиции. Наиболее интересным элементом конструктивной системы дома Мила являются мощные криволинейные в плане балки, служащие опорами для скульптурного фасада. Поскольку в плане изгибы балок слегка смещены относительно выше- и нижележащих этажей, их изготовление требовало чрезвычайной точности. Все эти балки были изготовлены на верфях «Морель» в Барселоне с помощью мощных прессов, применяемых для формования судовых корпусов, и секциями отправлялись на строительную площадку. Для подъема тяжелых секций на этажи Байо пришлось сконструировать специальный подъемный кран, использовавшийся также и для подъема крупных камней фасадной стены. Монтаж стальных элементов на месте производился с помощью заклепок мастерами верфи.
Для перекрытия округлого в плане внутреннего двора Гауди воспроизвел (естественно, с переработкой) готическую конструкцию собора Барселоны. Над центром двора собрана «корона» из стальных балок большого профиля. На верхнюю и нижнюю полки двутавра опираются с чередованием прогоны, противоположными концами опирающиеся на периметральную балку, поддерживаемую круглыми опорами. В результате возникла жесткая конструкция, напоминающая зонт, поверх которого поставлены кирпичные сводики конического профиля, и уже на них уложен плоский пол. Монтаж «зонта», представлявший немалую сложность, был осуществлен по временным деревянным козлам: несколько мастеров одновременно вставляли в отверстия крепежные болты, чтобы обеспечить выровненность всех элементов один относительно другого с точностью до миллиметра.
В начальной стадии проектирования подвал предназначался для размещения конюшни и экипажей. При увеличении популярности нового транспортного средства — автомобиля — полуподвал был переделан под гараж с въездом и выездом по пандусам. Когда один из квартиросъемщиков приобрел огромный «Роллс-Ройс», выяснилось, что радиус кривизны рампы слишком мал для этой машины. Тогда Гауди убрал одну из опор, заменив ее, как обычно, сложной системой арок и консолей, что, разумеется, потребовало сложных конструктивных расчетов, осуществленных Хайме Байо и Каналетой.
Нижняя часть фасадной стены, стоящая на криволинейной балке, поддержанной опорами, зрительно изогнувшимися под ее тяжестью, облицована камнем из Гаррафа, верхняя выложена из известняка [Камень доставлялся специальным локомобилем от каменоломен до склада на Проспекте Грасиа.]. Опорные балки запрятаны в глубину, а каменные арки перед ними поддержаны не только стойками, но и стальными угольниками, выступающими консольно. Уже после установки каменных блоков по всему фасаду Гауди распорядился поправить в ряде мест поверхность блоков, чтобы достичь желаемой четкости волнистых очертаний выступов и ниш. В нескольких точках дополнительная стеска камня была столь значительной, что обнажились стальные крепления, и это привело к необходимости установки каменных «пробок». Из-за окисления металла под воздействием известкового раствора каменные заделки оказались непрочными, и их пришлось потом заменить портландцементом с тщательной последующей обработкой поверхности [К сожалению, в результате загрязнения атмосферы ...Каменоломня... утратила Первоначальный бледно-желтый цвет камня и побурела.].
Некоторая монотонность пластики фасада при всей его сложности идеально компенсирована удивительной по красоте и изысканности форм системой балконных ограждений. Первые из них выполнялись под руководством Гауди в мастерских Бадиа, где архитектор проводил целые вечера, лично корректируя изготовление сложных «болванок». Некоторые из ограждений спроектированы Хухолем при постоянных консультациях с Гауди. Все детали дома Мила проработаны Гауди и Хухолем с чрезвычайной тщательностью, но наибольшую, почти легендарную известность приобрел фантастический «сад скульптур» на крышах дома.
Над последней конструкцией перекрытия Гауди возвел обычный Для себя чердак — перегородчатые кирпичные арки, повторяющие форму висячей цепи. Поскольку из-за сложности плана пролеты между арками не одинаковы, то и арки все разные — и пролетом, и высотой стрелы подъема [По словам подрядчика Байо, сначала оштукатуривали временную перего-Родку, после чего Каналета обозначал ширину пролета, а Байо вбивал по Гв°здю по верхнему обрезу стенки над этими отметками. Затем с гвоздей свешивали цепь, обводили ее контур, и по нему изготовлялось правило.]. Для достижения большей связности конструкции на уровне замкового камня все арки соединены между собой извивающейся продольной балкой из трех рядов кирпича [По рассказу Байо, архитектор Хосе Пуиг тайком от Гауди посетил стройку, желая узнать, с какой точки следует начинать возведение этих арок, которые Гауди называл уравновешенными. Байо показал ему точку, с которой начинались шесть таких арок, образуя «пальмовую крону» из кирпича. В 1913 г. Пуиг использовал эту конструкцию при строительстве винных погребов.].