Участие в общественной жизни |
Гауди снова путесшествует и изучает архитектурные памятники |
25 января 1880 года Гауди в составе группы из 31 человека, в которую входили также Доменеч и Гуэль, посетил Санта Мария дель Map. Гуэль вступил в ассоциацию неделей позже. Казалось, что Гауди даже в возрасте двадцати восьми лет получал удовольствие от повторного знакомства со зданиями, которые он уже успел досконально изучить. Но его присутствие на таких вылазках приносило практическую пользу, поскольку экскурсанты занимались и серьезным делом. После посещения Санта Мария дель Map чиновнику, наблюдающему за работами, был послан отчет с серьезными предложениями. Неизвестно, насколько влиятельной была ассоциация, но в небольшом городе «влияние» часто оказывается более эффективным, чем официальные постановления.
Тем не менее это были не единственные обязанности, которые согласился взять на себя молодой амбициозный архитектор. В ноябре 1880 года Гауди вошел в комитет по организации выставки по случаю празднования Fomento del Tra-bajo Nacional, основанного ведущими фабрикантами для содействия развитию испанской промышленности. Весь следующий месяц Гауди давал отчеты о выставке ежедневной газете умеренного толка «La Renaixetifa». Его подробные статьи были написаны в самоуверенной и язвительной манере, которая сильно напоминала Морриса и Рескина. Но Гауди уже пошел дальше движения «прикладников» в своих требованиях большего внимания к функциональности, большей отзывчивости к нуждам промышленности. Он производил недвусмысленное впечатление энергичного молодого человека, готового принять на себя практически любую обязанность, — восторженного участника всех событий общественной и культурной жизни города. Эмблема ассоциации была разработана Гауди и двумя другими ее членами, и его вновь пригласили заняться украшением клуба для юбилейной вечеринки.
Гауди также был членом местного отделения соперничающей организации, Associacio d 'Excursions Catalana. Когда эта ассоциация предложила организовать поездку в Поблет для группы из более чем сорока писателей и художников из Валенсии, Мальорки и Каталонии, Гауди не смог отказаться от приглашения. В поездке участвовали Анхель Гуимера, поэт, драматург и редактор газеты «La Renaixenfa», Джасинт Вердагер, скульптор Пабло Гаргальо и священник отец Коллель. Вечером 17 мая вся группа встретилась в Террагоне, чтобы на следующее утро присутствовать на мессе в соборе, которую проводил Коллель. Испытывая душевный подъем, они сели на поезд и двинулись тем же маршрутом, что прошел Гауди десятилетием раньше. Лелеемая мечта о колонии художников стала реальностью, по крайней мере на один день. В Л'Эсплуге они наняли две повозки и осла, а затем неспешно двинулись в Поблет. Жилье они нашли на двух близлежащих фермах.
Пока общество обедало, Гауди, художники потихоньку выскользнули наружу и быстро сымпровизировали фейерверк, используя разноцветные бенгальские огни. Позже сияющее световое представление рассеяло ночной туман, напомнив присутствующим о том, как должен был выглядеть в 1835 году горящий монастырь. Расчувствовавшееся общество присоединилось к отцу Коллелю и Вердагеру, которые среди развалин распевали страстное «Salve Regina». Ничто не могло дать более точного представления о культурной среде, в которую должен был войти Гауди: коктейль из католицизма, романтизма, братства, «каталонизма», смешанный с романтической любовью к развалинам и недостижимым целям.
У самой французско-испанской границы они посетили романские монастыри Эльна, расположенные на соляных равнинах между Кольюром и Перпиньяном. Сохранилась сделанная в этих местах групповая фотография. Скромно прятавшийся за Анхелем Гуимерой, Гауди получился изображенным в профиль. На этом снимке запечатлены все значительные фигуры культурной жизни Каталонии конца девятнадцатого века. Здесь мы видим отца Коллеля, Вердагера, а также художника и поэта-англофила, который проповедовал в Испании философию «прикладного искусства» Морриса. Без этой группы талантливых личностей движения Renaixenfa и модернизма были бы совсем другими.
После Эльна группа устремилась в Тулузу. По прибытии все тут же отправились восхищаться простотой конструкции нефа с цилиндрическим сводом в церкви Сан-Сернен, построенной в одиннадцатом веке в романском стиле. Но Гауди поставил под сомнение превосходство местной архитектуры. По словам Мартинеля, он сравнивал Сан-Сернен с каталонскими зданиями, построенными в том же стиле, причем сравнение было в пользу последних. Закончил путешествие Гауди фразой, в которой сквозило облегчение и самодовольство: «Давайте поедем домой». С этих пор он «всю оставшуюся жизнь отказывался от зарубежных поездок». Возможно, это было связано со все больше входящей в моду философией «каталоноцентризма». Однажды Гауди спросили, почему он мало путешествует. «Зачем? — резко возразил он. — Это иностранцы должны приезжать сюда — особенно из северной Европы».
С лета 1883 года участие Гауди в движении Excurcionista становится все более спорадическим. Учитывая быстро растущее число заказов, это совсем неудивительно. Теперь у Гауди появился шанс построить собственный архитектурный шедевр