Н. Бассегода. Бельесгуард. 1900—1916 |
Наиболее интересная деталь Бельесгуарда — сложная система переходов на кровле здания. Вокруг всей кровли по спирали поднимается лестница, соединяющая уровень плоской кровли с самой высокой точкой второго чердака — терраской, окруженной узкими высокими зубцами, между которыми открываются великолепные панорамы на горную гряду и Барселону. У лестницы есть еще два ответвления к миниатюрным террасам над дальними углами дома.
[Прим. Гауди намного опередил идею Ле Корбюзье — «архитектурные променады» на эксплуатируемых кровлях, но придал ей значительно больший размах, организовав трехмерный искусственный ландшафт, окруженный естественным ландшафтом и никак не отгороженный от него.]
Конструктивная система Бельесгуарда относительно проста, но имеет несколько острохарактерных элементов. Над классической для мастера конструкцией полуподвала (круглые в плане опоры с «византийскими» капителями, перегородчатые приспущенные своды, малые сводики над ними) поднимаются «нормальные» стены и столбы первого этажа, выполненные в кирпиче. Для арок над ними первый раз Гауди использовал металлические растяжки из позолоченного крученого железного прута. В столовой бельэтажа идут тонкие поперечные арки перегородки с шагом 60 см, несущие перегородчатый пол из пустотелого кирпича.
Наиболее парадоксальна конструкция чердака. Восемь опор с грибообразными капителями, выложенными из кирпича с выносом. Над ними — на первый взгляд — ряд арок, причем каждая вторая опирается на очень тонкую балку точно между опорами. В действительности на колоннах лежит не плоская балка, а многослойный, перегородчатый деревянный щит, поверх которого уложены слоями кирпичи, так что секции щита оказываются фактически продолжениями грибообразных капителей. На щит оперты ложные арки, средние (над линией опирания) плоскости которых предельно облегчены за счет многочисленных отверстий. Доходя до ограждающих стен, арки упираются в них, неся над собой конструкцию пола чердака — как в крипте Колонии Гуэль.
Наиболее интересная деталь отделки здания — использование каменной мозаики на цементном растворе, изготовляемой в гипсовых формах, что дало возможность облицевать мелкими камнями косяки и перемычки дверных и оконных проемов, крученые колонки аттика и даже водосточные трубы. Как уже говорилось, Гауди прекратил работы в Бельесгуарде, как только были выполнены основные стадии строительства дома, и оставил сооружение скамей, решеток и дома привратника своему помощнику Доминго Суграньесу. По эскизам Гауди Суграньес поставил также небольшое здание для водяного насоса, напоминающее формами дракона с хребтом из остроугольных камней.