Сайт о творчестве и жизни каталонского архитектора Антонио Гауди

ИНТЕРЕСНОЕ
На выпускном экзамене (решение было не еди­ногласным, а принималось большинством чле­нов комиссии) директор в заключение сказал: «Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший». На это Гауди сардонически отве­тил: «Похоже, теперь я архитектор».
Рекламные ссылки на сайте:
НОВОСТИ
Новая статья о юности Гауди
В статье рассказывается о том, как в школьные годы Гауди со своими друзьями мечтал восстановить монастырь Паблет, который находился рядом с Реусом. Мечты молодых людей выросли в настоящий бизнес-план ими составленный.

подробнее

Хронология жизни
В разделе "краткая биография" теперь появилась таблица с хронологией жизни нашего любимого архитектора.

подробнее

Н. Бассегода. Крипта церкви Сайта Колома. 1898—1915

Внутреннее помещение Крипты

Внутреннее помещение Крипты

В усадьбе Санта Колома де Сервельб, в двух десятках километров от Барселоны, Эусебио Гуэль решил основать рабочий поселок ткацкой фабрики. В марте 1891 г. одновременно с фабрикой вошел в строй и рабочий поселок регулярной планировки с двухэтажными жилыми домами, клиникой, клубом, библиотекой и спортивным комплексом". Естественно, новый поселок не мог остаться без церкви, и когда имевшаяся в старом селении часовня оказалась мала, было принято решение о строительстве большой приходской церкви Святого Сердца.

Гауди выбрал для постройки вершину небольшой горы, поросшей соснами, и немедленно приступил к работе над чрезвычайно оригинальным проектом. Мы посвятим методам работы мастера отдельный раздел книги, но здесь необходимо его предварить: конструктивная система и способ ее разработки составляют в проекте церкви в Колонии Гуэль самую суть формирования образной системы.

Уже с конца XVIII в. было известно, что оптимальная форма арки точно соответствует перевернутому контуру свободно провисающей цепи, и этот простой прием широко применялся при возведении арочных и купольных сооружений. Гауди исходил из того, что форма арочной конструкции должна соответствовать перевернутому напряженному многоугольнику, а его форму можно получить на макете. Если к концам веревок, свисающих с направляющей цепи в точках будущего приложения сил, подвесить мешочки с грузом, пропорционально соответствующим нагрузкам, конструкция целого должна приобрести искомую форму.

При некотором усложнении макета на нем можно также определить направление реакций на концах арок и соответственно наклон, который должен быть придан опорам, чтобы усилие распространялось вдоль оси стены или колонны при полном отсутствии распора. Уже по первым эскизам видно, что эта идея полностью овладела сознанием архитектора.

Гауди избрал вершину холма для сооружения навеса, под которым возникало «негативное» трехмерное изображение задуманного сооружения. В работе над макетом Гауди опирался на помощь архитектора Франциско Беренгера, строившего жилые дома Колонии, инженера Эдуардо Гоетца, скульптора-модельщика Бельтрана и каменщика Агустина Массипа, пользовавшегося абсолютным доверием мастера. Обычно при приездах в Санта Колома Гауди шел осматривать строительство, а затем — смотреть, как продвигается работа на макете. На крыше навеса был закреплен деревянный щит, на котором был вычерчен композиционный план церкви. От него вверх поднимались стойки, с которых свисали цепи, к которым в свою очередь были подвешены веревки с сотнями мешочков, наполненных дробью. В результате возникал пространственный «каркас», в котором отчетливо просматривались внешняя и внутренняя стороны. Для отработки очертаний Гауди использовал листы очень тонкой, предельно легкой бумаги, на которой обводились контуры. Естественно, что при передвижке какой-либо опоры приходилось менять точки подвеса практически всех грузов, так как макет реагировал на малейшее нарушение равновесия в произвольной точке, будучи единой динамической системой. Когда Гауди выражал удовлетворенность достигнутой формой, начинался нелегкий процесс фотографирования — приходилось разбирать стены навеса. Дальнейшая работа гуашью и пастелью велась на отпечатках размерами примерно 50X60 см. Когда строительные работы прервались в 1916 г., незаконченный макет был заброшен, но просуществовал на том же месте еще два десятилетия.

В период между 1903 и 1916 гг. была построена крипта [Это сооружение именуют то криптой, то часовней: как нижняя церковь непостроенного храма она — крипта, хотя и не заглублена в землю; имея собственные два уровня, она — скорее часовня.], работы над верхней церковью так и не были никогда начаты. Заметим, что трое квалифицированных каменщиков — наибольшее число мастеров на стройке за все годы; число подсобных рабочих ни разу не превысило девяти человек.

Стремясь максимально включить комплекс (с его огромной неосуществленной колокольней) в лесистый склон горы, Гауди создал сложную композицию, которая должна была возникать перед глазами в отдельных фрагментах, ниоткуда не обозреваясь целиком. Реализованная часть комплекса сохраняет это качество; верхняя часть крипты (хоры) прижата к перепаду рельефа, а на противоположной стороне, напротив главного входа, сооружен портик, служащий одновременно опорой лестнице, ведущей к дверям верхней церкви.


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Н. Бассегода. Здание миссий в Танжере (проект). 1892—1893. Склады Гуэль в Гаррафе. 1895—1900
Н. Бассегода. Дом Кальвет. 1898—1900
Н. Бассегода. Бельесгуард. 1900—1916 (2)
Н. Бассегода. Парк Гуэль. 1900—1914 (2) (3)

НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ
Тщательность разработки всех деталей становится особым стилем Гауди
Этапы строительства Саграда Фамилиа: 60-е годы 20-го века
Разветвляющиеся кверху опоры и своды бокового нефа Саграда Фамилиа
Рейтинг@Mail.ru 2009 г. Первый сайт на русском языке об Антонио Гауди и его архитектуре.
Данный сайт является некоммерческим проектом, созданным исключительно с целью просвещения.
Отзывы, комментарии, предложения, а также любые новые материалы про Гауди, вы можете прислать на почтовый ящик antonio.gaudi СОБАКА yandex.ru