Смерть брата и матери |
Скульптура с фасада Саграда Фамиллия. |
1876 год принес с собой трагедию — смерть брата Гауди Франсиско. Ему было только двадцать пять, и он еще не успел начать свою многообещающую карьеру врача. Двумя месяцами позже, 6 сентября, за Франсиско последовала его безутешная мать. К этим потерям можно было привыкнуть лишь со временем, и Гауди делал это по-своему. Позже он будет вспоминать об этом периоде как о всепоглощающей депрессии. Остро переживавший смерть близких людей, Гауди с головой погрузился в работу. Теперь он остался единственным сыном, и на него легла ответственность за благополучие семьи.
Прямых свидетельств отношения Гауди к матери нет, либо отыскать очень сложно. Скрытный и почти нелюдимый человек, Гауди рассказывал о себе только близким друзьям. Поэтому Антонио Гауди до сих пор остается личностью таинственной, загадочной.
Но есть свидетельства косвенные... Представьте себе Барселону восьмидесятых годов девятнадцатого века. Город католический, религиозный. Его главные достопримечательности — храмы и монастыри. А концентрация архитекторов (художников, поэтов) надушу населения почти такая же, как в Париже. И это не преувеличение — провинциальная Каталония во все времена была «общеиспанским поставщиком талантов».
Хотел того Гауди или нет, но ему приходилось работать с церковниками. Большая часть его заказов приходилась на культовые строения. Неверующему человеку, да еще не особенно скрывающему скептическое отношение к религии, получить такой заказ очень непросто...
И вдруг, в зрелом возрасте, происходит перерождение личности. Гауди становится глубоко верующим человеком. Не была ли первым толчком та трагедия — утрата матушки и брата, умерших внезапно в довольно молодом возрасте?
Уже зрелый мастер, Гауди заберет к себе больного старого отца и переедет с ним в дом собственной постройки (этот дом находится в саду Гуэля). И пробудет рядом со стариком до самой его кончины. Иного Гауди для себя и не допускал. К. родителям он относился с большой любовью и даже с трепетом.
Показательно, что через два месяца после этих трагических событий Гауди начал вести дневник. Эти краткие ежедневные записи — единственный дошедший до нас документ, описывающий жизнь Гауди. Дневник был начат 21 ноября 1876 года, а последняя запись в нем сделана два месяца спустя. В дневнике содержится не более тысячи слов. «Чтобы преодолеть трудности, нужно упорно трудиться», — написал он 25 ноября, проработав три с половиной часа для Вильяра над алтарем Мадонны в Монсеррате, а затем два с половиной часа над проектом загородного дома своего преподавателя архитектуры. Вероятно, данный призыв относился к конкретным архитектурным проблемам, с которыми он столкнулся в тот момент. Тем не менее эти слова отражают общий склад характера Гауди. Несмотря на то, что в дневнике отсутствует какая бы то ни было сентиментальность, записи наводят на мысль о человеке, который изо всех сил старается контролировать свои чувства.