Необычный стол |
Некоторые из своих первых произведений Гауди, уже получивший статус профессионального архитектора, делал для самого себя. Несложные эскизы визитной карточки и рабочего стола исполнены глубокого символизма. Подобно средневековому ремесленнику, Гауди собственноручно изготавливал инструменты для своего ремесла. Стилистически его рисунки соответствовали духу времени. Эффектный цветочный орнамент, дополнявший четкую надпись на его желтой визитной карточке, был выполнен в стиле артнуво. Рабочий стол вызывал ассоциации с произведениями Уильяма Морриса. Пышно украшенный, он был одновременно очень удобным.
Гауди много времени потратил на решение загадки о месте орнамента в архитектуре и дизайне. В неопубликованном эссе «Украшения» он писал: «Орнамент был, есть и будет полихромным. В природе нет ни одного монохромного, полностью однородного по цвету объекта — ни во флоре, ни в геологии, ни в топографии, ни в животном царстве. Более или менее живой цветовой контраст присутствует всегда, и по этой причине мы должны раскрашивать, полностью или частично, любую архитектурную деталь».
Рабочий стол был идеальной моделью для проверки его зарождающихся теорий. Его массивная, похожая на гроб форма с четырьмя конусообразными ножками в сочетании с выступающей столешницей являла собой искусно выдержанный баланс между функциональностью и формой. Закругленные подставки для книг были сглаженными. Предубежденный против дерева, молодой архитектор применил отделку из металла, на которой было собрано целое «рельефное королевство». Змеи, хищные птицы, белка и ящерица, богомол, петушок, бабочки и пчелы — все это кишело среди стелющегося плюща и побегов лавра. Это была «Великая книга природы» Гауди — только одомашненная и ставшая частью интерьера.
Рабочий стол имел большое значение для Гауди и по другим причинам. Он был изготовлен в мастерской по специальному заказу. Во время одного из визитов в мастерскую Гауди был представлен фантастически богатому дону Эусебио Гуэлю (так гласит одна из версий). Мужчины тут же подружились. Их взаимная симпатия быстро развилась в самые необычные отношения, которые когда-либо существовали между художником и его покровителем. К моменту их первой встречи Гауди имел всего четыре законченных проекта: свой рабочий стол, чугунный цветочный киоск, разработанный для Энрике Гиросси и предназначенный для серийного производства, но никогда не выпускавшийся из-за банкротства Гиросси, стеклянную витрину для парижской выставки, которую заказал ему барселонский производитель перчаток, а также чертежи серии чугунных фонарных столбов.