![]() | Работа подмастерьем и военная служба параллельно с учёбой. | ![]() |
С первого дня учебы в Высшей школе архитектуры Гауди стал подмастерьем. Для него не существовало иного пути. У него не было влиятельных покровителей или друзей семьи. Гауди мог полагаться лишь на свой талант и крепнущую репутацию.
С самого начала от студентов требовались детализированные и законченные проекты. В 1874 году Гауди сделал рисунки декоративного подсвечника, водонапорной башни и кладбищенских ворот. Эта сухая теория дополнялась полевыми работами: Гауди разрешили присоединиться к бригаде, которая проводила краткое топографическое обследование riera de Malla на месте предполагаемого строительства главного здания школы.
Для студентов, которые не сдали экзаменов по специальным дисциплинам в июне, всегда существовала возможность повторить попытку в сентябре. В июне 1875 года Гауди обратился к руководству с первой подобной просьбой. Причиной тому была необходимость отбыть воинскую повинность и зачисление в резервные пехотные части в феврале 1875 года. Это было трудное время для Испании — и потенциально опасное для прохождения воинской службы.
Государственный переворот генерала Павиа и продолжающаяся Третья Карлистская война сделали положение в стране крайне нестабильным. Ситуация окончательно разрешилась в 1876 году, когда претендента на престол Карлоса VII выслали во Францию и в стране прочно укрепилась Реставрация. За свой скромный вклад в победу Гауди, как находившийся на действительной воинской службе, был даже награжден, однако не сохранилось записей или даже писем к семье или друзьям, которые бы свидетельствовали о его участии в военных действиях. К глубокому разочарованию Гауди, эти события сорвали ему академический год, и он вынужден был перенести экзамены по теории искусств из-за того, что «был полностью связан военной службой».
Академический 1876/77 год обещал быть еще более трудным. Два главных проекта курса представляли собой внутренний дворик для местных правительственных учреждений и испанский павильон для выставки в Филадельфии, посвященной столетию независимости Америки. Выполненные в стиле, который можно определить как «встреча Густава Моро с Виоллё-ле-Дюком» с неогреческими элементами, с украшениями и арабесками по всей поверхности, они отражали стремление Гауди угодить своим учителям — подражая их стилю. Этот мягкий неоклассицизм, концентрирующийся на фактуре поверхностей, можно считать стандартом того времени. В сложном и тщательно проработанном орнаментальном фризе для свода Deputaciyn тоже мало индивидуального. На горьком опыте Гауди осознал, что новации редко одобряются учителями, и поэтому ждал подходящего момента.
Тем не менее в другой курсовой работе Гауди представилась возможность проявить свои особые таланты. Недавно Жузепу Фонтсере поручили возглавить проектирование нового парка Сьюта-делья, подарка генерала Прима барселонцам. Гауди, который подрабатывал у него ассистентом, попросили произвести сложные гидротехнические расчеты для резервуара, питающего гигантский декоративный фонтан и озеро для катания на лодках. Его работа была настолько точна, что, когда профессор, читавший в Высшей школе архитектуры курс сопротивления материалов, проверил расчеты, он сразу же поставил ему зачет по соответствующему предмету — несмотря на то, что Гауди не присутствовал ни на одном занятии. Гауди слыл общительным, простым и трудолюбивым человеком.