![]() | Высшая школа архитектуры | ![]() |
24 октября 1874 года в возрасте двадцати двух лет Гауди после успешной сдачи вступительных экзаменов был наконец официально зачислен в Высшую школу архитектуры. Об ее успехе свидетельствует большое количество обучавшихся в Барселоне архитекторов, имена которых остались в истории. Это было учебное заведение нового типа, где обучение еще не превратилось в рутину. Студии использовались совместно учителями и учениками, и часто в них выполнялись реальные заказы. Творческая атмосфера усиливалась небольшой разницей в возрасте между студентами и профессорами — Доменеч был всего лишь на два года старше многих своих студентов.
Все, к чему он стремился — стать профессиональным архитектором. И действительно, поступив в школу архитектуры, очень скоро добился статуса одного из лучших учеников. Лучших и... странных. Виной снова был его непокладистый характер. Гауди претило начетничество преподавателей и формальный подход к наукам.
Не секрет, что и в современных школах (вузах, университетах) начетничество очень распространено. Не всем суждено родиться такими одаренными, как, скажем, Гауди. И обязанность преподавателя достаточно проста — донести до учеников определенный объем знаний. А обязанность учеников — усвоить этот объем, подтвердив сей факт успешной сдачей экзаменов.
Протест Гауди выглядел даже забавно. Работая, к примеру, над проектом городского кладбища (а он этому проекту уделил очень много внимания и времени), Антонио изображал на чертеже катафалк. И рисовал его в таких деталях, что вскоре катафалк превращался едва ли не в центральную фигуру проекта. На вопрос — зачем он это сделал — Гауди отвечал, что таким образом хотел наполнить чертеж «воздухом» и передать «атмосферу* кладбища. Преподаватели только разводили руками.
Именно в это время и родилась фраза: «Гений или сумасшедший». Так преподаватели отзывались об упрямце, который, впрочем, знал все предметы назубок и экзамены сдавал на отлично... если дело не доходило до концептуальных споров. Тогда Гауди был бескомпромиссен. И отличная оценка тут же превращалась в неудовлетворительную.
Учеба Гауди замедлялась его нежеланием льстить или рабски копировать стиль своего учителя. Позже он с характерным пренебрежением отзывался об учебе только как о дисциплине. Делясь опытом со своим юным ассистентом Рубио-и-Бельвером, он посоветовал ему для успешной сдачи выпускного экзамена скопировать любимые неоклассические формы преподавателя. Рубио послушался и без труда выдержал испытание.