Экзаменационная работа |
Ворота кладбища. Экзаменационный проект. |
Юный Гауди принимая участие во многих учебных проектах, которые стали его первыми профессиональными работами. Среди самых заметных — проект арочных кладбищенских ворот, проект Центральной больницы Барселоны и причала для морских судов.
Эти работы примечательны тем, что в них Гауди придерживается классического понимания архитектуры. Он еще не созрел для смелых экспериментов, хотя сама атмосфера второй половины девятнадцатого века была пропитана исканиями в самых разных жанрах искусства, в том числе и в архитектуре.
Ярким примером студенческих работ Гауди можно считать сложный учебный проект кладбищенских ворот. Происхождение рисунка необычно. Он должен был завершать главный проект 1874/75 академического года, но в июне 1875-го Гауди попросили покинуть экзаменационный зал, поскольку он не хотел закончить рисунок в требуемой манере. Гауди настаивал, что начинать рисунок нужно с изображения похоронной процессии под низким ненастным небом, аллеи кипарисов и рыдающих плакальщиков. Это был превосходный кусок театральной сцены, и именно так Гауди медленно описывал общую обстановку. Он был не в состоянии представить себе, что начинать работу можно как-то иначе, и это высвечивает основной парадокс, присущий его творческому процессу, — никогда еще полет фантазии не готовился с такой тщательностью.
Подчиняясь правилам, установленным экзаменационной комиссией, Гауди создал работу, которая была признана выдающейся. «Гауди начал понимать архитектуру не как изолированные объекты, стоящие на земле, но как parlante, способные к мистическому и духовному взаимодействию со зрителем своей формой и масштабом. Эта последняя дверь земной жизни сочетает величие триумфальной арки и торжественность смерти».
Возможно, неуверенное начало и попытки создать соответствующую атмосферу были у Гауди просто ухищрением. Однако поиски эмоциональной реальности и символического смысла в его рисунках выглядели достаточно талантливыми. Не отходя от модного в то время неомедиевистского стиля, он дополнил основную структуру орнаментальными деталями. Рескин уже писал о том, как использовать соответствующий орнамент и как подчиняться его «естественной» иерархии: «Изображения цветов благороднее камня, изображения зверей благороднее цветов; благороднее же всего изображение человеческих форм».
Но Гауди в определении архитектурной и социоисторической функции пошел дальше Рескина. Еще в возрасте двадцати трех лет он создал памятник, имеющий глубокое символическое значение. Чтобы найти сюжет для своей выпускной работы, Гауди был вынужден обратиться к Апокалипсису. Почти дословная интерпретация библейских текстов и ритуал католического богослужения навсегда останутся основой его рабочего метода.
«После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего».
Кладбищенские ворота Гауди были самым последним выходом, окончательным приговором, обещавшим новое начало. На вершине пустотелой остроконечной кровли ворот сидел Господь во всем своем величии. Ниже его была изображена фигура молящегося Христа, окруженная четырьмя символическими животными из Апокалипсиса. Еще ниже сидели «двадцать четыре старца, которые облачены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы». Они символизировали соединение двенадцати ветхозаветных патриархов и двенадцати апостолов Нового Завета. Под ними располагались те, «которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца». На камнях, держащих петли ворот, были вырезаны первая и последняя буквы греческого алфавита: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду».
Гауди выбрал самую воинственную книгу Библии. Это был странный выбор для двадцатитрехлетнего студента архитектурной школы, однако язык и образы Апокалипсиса прошли через все творчество Гауди.
За проект кладбищенских ворот Гауди получил высший бал — «чрезвычайно хорошо». Проект Центральной больницы и причала, как и проект ворот, остались лишь в эскизах и чертежах. Право на строительство реальных сооружений по своим чертежам Гауди лишь предстояло завоевать. Однако уже эти студенческие проекты показали, что в Барселоне появился настоящий профессионал от архитектуры...