Школа при Соборе |
Приходская школа у подножия Саграда Фамилиа. Современное фото. |
В 1909 году внимание Гауди снова было обращено на Саграда Фамилиа. По замыслу архитектора, храм должен был стать центром целого поселения для строителей, а потом и служителей собора — с мастерскими и школами. Поэтому он взялся за строительство небольшого помещения приходской школы, расположенной в непосредственной близости от Саграда Фамилиа.
Строение было легким и очень простым. Когда место, занимаемое школой, понадобится под строительство, Гауди намеревался это сооружение снести. Но так случилось, что эта школа стоит здесь по сей день.
Политическая ситуация в Барселоне зимой 1909 года оставалась взрывоопасной. Но тот факт, что на фоне с такой силой проявившегося иконоборчества работы по возведению собора Саг-рада Фамилиа не прекращались, свидетельствовал о том, что чувство цели и общности все еще не умерло.
15 ноября 1909 года вступил в должность епископ Барселоны Феноллера. В тот же день он благословил новую школу при соборе Саграда Фамилиа.
Это простое здание школы, возведенное быстро и дешево из кирпича и черепицы, стало известным в основном благодаря тому, что в конце 20-х годов Ле Корбюзье провозгласил его вехой на пути архитектуры двадцатого столетия. И хотя существующее сегодня здание не является оригинальным (школа дважды сжигалась во время гражданской войны в Испании), оно построено в точном соответствии с проектом Гауди. Дешевизна конструкции поражала не меньше, чем ее простота и новизна: строительство всего здания обошлось в 4000 песет. По словам Мартинеля, «павильон является доказательством того, что всегда утверждал мастер: красота и конструкционная логика не признают границ исторических стилей». Красота конструкции обуславливалась очень простым приемом. Вдоль центральной оси вытянутого прямоугольника (форма здания школы) была помещена горизонтальная Н-образная балка, опиравшаяся на три колонны, которые делили пополам все здание. От балки вверх и вниз по всей длине под определенным углом отходили прямые деревянные брусья, расходясь веером, как развернутая колода карт. Если один ряд достигал низшей точки у северного фасада, то верхняя точка находилась на противоположной стороне, в результате чего получалась волнообразная крыша с превосходным отводом воды. Легче всего эту конструкцию понять по рисунку, в котором обманчивая простота скрывает конструктивные головоломки, возникшие перед такими архитекторами, которые пытались воспроизвести ее.
Техническое совершенство было лишь побочным продуктом реального значения школы в генеральном плане собора Саграда Фамилиа. Строго соответствовавшая требованиям ватиканского «Rerum Novarum», школа составляла лишь небольшую часть того, что виделось как единая, полностью интегрированная христианская община. Если Гауди был ее архитектором, то приходской священник и близкий друг епископа Торраса являлся ее духовным лидером. Школа, предназначавшаяся для бесплатного обучения местных де -тишек из рабочих семей, была спроектирована так, чтобы приблизить ребят к Богу. Основная идея, лежавшая в основе школы, базировалась на твердом убеждении Бокабельи, которое разделялось Гауди и патерналистеки настроенными католическими иерархами, что для «реформирования общества» необходимо «реформировать личность». Поэтому каждому ученику выдавалось комнатное растение, которое помещалось в тенистом углу внутреннего дворика на площадке для игр. Для большего развития сплоченности у каждого класса был свой, придуманный Гауди флаг, с которым они могли маршировать по улицам прихода во время религиозных шествий.
Спустя несколько лет Гауди внес в этот домик некоторые изменения. Он выделил одну из комнат школы и поселился в ней сам. Так приходская школа стала его последним домом. Отсюда до Саграда Фамилиа он мог дойти за минуту-другую...
Когда здание приходской школы увидел великий архитектор современности Ле Корбюзье, он пришел в полный восторг. И тут же достал блокнот, чтобы зарисовать это непритязательное с виду строение.
Сегодня здание приходской школы входит в комплекс Саграда Фамилиа и является одним из памятных объектов, относящихся к истории жизни и творчества Антонио Гауди.