Саграда Фамилия: оформление фасадов. |
Эскиз Гауди. |
Фасад Рождества Гауди буквально вселял ужас — но не своим содержанием, точно разделенным между тремя воротами Веры, Надежды и Любви, а общим впечатлением. Когда стоишь под гигантским скульптурным фризом, кажется, что все здание готово обрушиться тебе на голову. Нависающие выступы, которые Гауди также использовал в Асторге и Колонии Гуэль, кажется, бросают вызов силе тяготения и принижают зрителя.
Приближаясь к выходящему на север фасаду Рождества, мы оказываемся перед причудливой громадой. Центральный вход, разделенный посередине колонной, венчается скульптурной группой, изображающей Святое семейство. Все фигуры выполнены в натуральную величину. У наших ног две колонны в форме пальм, делящие пространство на части, опираются на двух черепах, impresa и символ, выбранный Козимо де Медичи, — его девиз «Festina lente» («Поспешай медленно») как нельзя лучше подходит к храму Гауди. На уровне глаз фасад как будто устремляется вверх, чтобы затмить меньших по размеру соседей, и на тридцатиметровой высоте под сенью гигантского рождественского дерева в окружении апостолов Варнавы, Симона, Фаддея и Матфея происходит прославление Мадонны.
Надежда представлена скульптурными изображениями в натуральную величину: бракосочетание Иосифа и Марии, бегство в Египет, избиение младенцев воинами царя Ирода и Иисус в мастерской Иосифа. Вера — это вхождение Иисуса во храм, Христос среди учителей, взрослый Иисус, занимающийся ремеслом Иосифа. Везде видны камеи: птицы в полете, рыбачья лодка, поворачивающая в гавань, Вифлеемская звезда, Святой Дух и Млечный Путь. Над головой звездные близнецы Кастор и Поллукс вместе с другими знаками Зодиака как будто застыли в желеобразной массе. Здесь есть бычья голова, разнообразные моллюски и рептилии, морские ежи и актинии, саламандры и ползающие по морским водорослям улитки. Пышным цветом цветут оливы, апельсиновые деревья, гранаты, миндаль и розы. «Подобно да Винчи, я верю, что падение нравов наступает тогда, когда человек перестает смотреть на природу», — поучал Гауди Хуана Матамалу. По краям каждой сцены камень обтесан так, чтобы сымитировать медленное движение лавы.
Внешнее убранство собора Саграда Фамилия, с его модным в то время упором на важность семьи и здоровое почитание честного труда, являло собой яркую иллюстрацию политики Ватикана. Но это был еще и искупительный храм, и поэтому за углом, у двери в часовню, Гауди расположил две капители, одну в виде женщины, которую дьявол искушает мешком денег, а другую в форме злого духа, протягивающего рабочему бомбу Орсини, точно такую же, как та, что чуть не убила Марагалла в Лисеу. Имелся там и современный набат, спрятанный высоко в кирпичной кладке готической церкви и служивший предметом направленных против духовенства шуток. Он также символизировал устрашающий пессимизм и почти нигилистскую потерю веры обычного человека.
Весь фасад Рождества, стремительный и грандиозный, создавал явное ощущение движения. Это было, как сказал Ортега об Эскориале, «кредо, сделанное видимым». Это не что иное, ворчали критики, как «трактат о чистом стремлении». Но в неоконченном грандиозном творении Гауди была использована необузданная стилистика клептомании, объединявшая язык восковых фигур, диорамы, карнавала, пейзажа, грота, ярмарочной площади и религиозной святыни в замысловатое целое. Это была, как выразился Певз-нер, «безумная смесь, возможная только в стране Чурригеры».
Архитектор и реставратор знаменитого дворца Доменеча поясняет, что Гауди «работает в диалоге с Богом... таком диалоге, который мог бы вести японский гончар». И в определенном смысле он абсолютно прав. Ведь Гауди работал и как миниатюрист, вылепливая мелкие детали из глины. Он был признанным мастером очаровательных рождественских миниатюр, увеличенных до гигантских масштабов. Есть и другие намеки на эту народную забаву. Башни собора напоминают Xiquets de Vails, замысловатые пирамиды из людей, которые составляются во время праздников и в цирке, имеют различную конфигурацию и иногда достигают головокружительной высоты в девять ярусов. Эти людские пирамиды нередко провозглашались пластическим выражением способности каталонцев к коллективному труду. Фасад Рождества также использует эффект воздействия на общественное сознание диорамы и кино с их контролем над реальностью, движением и пространством.