Фасады |
Главный фасад здания |
Получив заказ, Гауди и его помощник Франсиско Беренгер сразу же с жаром принялись за дело. Были нарисованы двадцать два варианта фасада, хотя сохранились из них только три. 12 июля 1886 года в ратушу представили окончательный проект. Особняк Гауди был великолепным новаторским воплощением венецианского «палаццо», втиснутым в безнадежно узкое пространство. С учетом ограниченного по размерам фасада здания стремления Гауди были направлены на понимание и воплощение открытого плана дома и устремленных вверх форм. Внешний облик эффектного восьмиэтажного здания из серого гаррафского мрамора, который добывали в охотничьих угодьях Гуэля к югу от Барселоны, был действительно уникален. На уровне улицы фасад прорезали две высокие арки для въезда и выезда экипажей. Каждую арку закрывали гигантские железные ворота, осмеянные массовой прессой. Критики издевались над претенциозностью Гуэля и Гауди, которая соседствовала с бедностью и отчаянием. Но между двумя воротами Жоан Окос создал для Гауди роскошное двухметровое воплощение каталонской гордости в виде железного фонаря, изображавшего полосатый национальный герб, который был увенчан странным, похожим на терновый венец шлемом с имперским орлом, хлопающим крыльями и готовым взлететь. Неизвестно, был ли это символ тревоги или бдительности. Над этим патриотичным входом располагалось окно крытой галереи главного этажа, которая пересекала весь фасад и создавала ощущение упорядоченности.
Внутри Гауди создал совершенно оригинальный интерьер. Он использовал сто двадцать семь колонн из известняка, каждая из которых отличалась от остальных. Многие критики отмечали, что поперечное сечение особняка Гуэль напоминает чертеж Альгамбры из работы Оуэна Джонса. Однако проект Гауди был скорее многоэтажной интерпретацией большой мечети в Кордове, мраморные колонны и отделка для которой привозились со всей Европы и Ближнего Востока и принадлежали к культурам, насчитывавшим более тысячи лет.
От входа спиральный пандус для экипажей и лошадей вел в цокольный этаж, где массивные кирпичные контрфорсы, выполненные в форме грибов, поддерживали уплощенные своды. Это помещение, использовавшееся во время гражданской войны в Испании как камера пыток, выглядит очень древним. Ходили слухи, что центральный камень фасада верхнего этажа Гауди расположил так, чтобы он смотрел в направлении Монсеррата.
Однако разнородная эклектика Гауди соединила вместе и другие древние культуры, что сразу же было подмечено критикой. 28 декабря 1889 года Русиньоль и Утрилло, двое модернистов и завсегдатаев кафе «Quatre Gats», послали в газету «La Vanguardia» сатирическую пародию на археологические претензии особняка Гуэль.
«Не вызывает сомнения, что это вавилонская конструкция. Если это действительно так, то кто может сказать, куда приведут нас все эти широко обсуждающиеся теории относительно происхождения нашего народа?.. Наиболее вероятный ответ: это сооружение относится к временам Валтасара или, как настаивает Рогент, Навуходоносора».
Именно этим ощущением древности наслаждались и архитектор, и его патрон. Гуэль даже хотел проложить акведук из своего поместья в Гаррафе, чтобы вернуть Барселоне часть Асдиае Vergine и былой славы Римской империи. Но для одного проекта это было уж слишком.
Задняя часть особняка Гуэль выходила на внутренний двор и представляла собой галерею балконных окон, искусно закрытых китайскими ширмами.
Пройдя через главный вход, гость по узкой крутой лестнице поднимается на полуэтаж, в котором располагаются приемная, библиотека и рабочие кабинеты. Отсюда величественная лестница ведет в piano nobile, где роскошные главные гостиные и величественный центральный зал усиливали впечатление царского великолепия. На внутреннее убранство особняка денег не жалели. Там были использованы самые замысловатые металлические конструкции. Подсвечники и канделябры крепились к мраморным стенам или кованым медным листам. Деревянные детали были искусно инкрустированы фрагментами из черного дерева, черепахового панциря и слоновой кости. Одна комната была облицована эвкалиптом, другая буком; декоративный орнамент с исламскими мотивами в маркетри по грушевому дереву, палисандру и дубу должен был подчеркнуть источники богатства Гуэля. В первых двух гостиных резные деревянные потолки, образованные расположенными на равном расстоянии многоцветными балками, были украшены накладными листьями из золота и серебра. Это было очень дорого и требовало огромных затрат труда — как все, что заказывалось Педро Жестоким для дворца Алькасар в Севилье, — и потребовало от мастерской максимального напряжения сил.