Дворец Гуэля. Крыша здания |
Башенки на крыше дома |
Чуть ли не самое сильное впечатление производила крыша, являвшая собой скопище из восемнадцати дымоходов и вентиляционных труб, которые окружали центральный конический шпиль, похожий на принявший христианство минарет. Каждый дымоход был выложен осколками керамической плитки в свободной технике trencadis. И хотя охотники за сувенирами внесли свой вклад в разрушение облицовки, она была восстановлена в точно таком же свободном стиле, что подчас приводило к использованию фрагментов лиможского столового сервиза. (В одной из белых башен появилось изображение собачки Коби, придуманного Марискалом талисмана Олимпийских игр 1992 года.) Тем не менее ощущение уникальности и подлинной работы Гауди сохраняется. И Роберт Хаджес и Элсворт Келли соглашаются, «что история фрагментации в современном искусстве не может быть полной без учета влияния trencadis Гауди на молодого Пикассо», который в годы своего формирования как художника наслаждался необычным видом расположенного на противоположной стороне улицы особняка Гуэль.
Центральный шпиль крыши, покрытый грубым зеленоватым известняком, скорее поглощает, чем отражает чистый каталонский свет. Он резко контрастирует с мягким обликом остального дома и почти геологичен в своей простоте — преждевременно выветрившийся и состарившийся. Все это венчает флюгер в форме летучей мыши. Журнал «La Illustration Hispano-Americano» так описывал особняк Гуэль: «На самой вершине купола на страже стоит летучая мышь, которая со времен Хайме Завоевателя своими крыльями защищала каталонскую армию: это символ несгибаемого духа этой земли, вдыхающий жизнь в эту огромную каменную глыбу».