Сайт о творчестве и жизни каталонского архитектора Антонио Гауди

ИНТЕРЕСНОЕ
На выпускном экзамене (решение было не еди­ногласным, а принималось большинством чле­нов комиссии) директор в заключение сказал: «Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший». На это Гауди сардонически отве­тил: «Похоже, теперь я архитектор».
Рекламные ссылки на сайте:
НОВОСТИ
Новая статья о юности Гауди
В статье рассказывается о том, как в школьные годы Гауди со своими друзьями мечтал восстановить монастырь Паблет, который находился рядом с Реусом. Мечты молодых людей выросли в настоящий бизнес-план ими составленный.

подробнее

Хронология жизни
В разделе "краткая биография" теперь появилась таблица с хронологией жизни нашего любимого архитектора.

подробнее

Концепция здания. Планировка особняка.

Интерьер

Интерьер

Если соображения, лежащие в основе проек­тов Гуэля и Лопеса, заключались в том, чтобы пре­одолеть время, абсорбируя и адаптируя старин­ные традиции, то центральная часть особняка Гуэль с трехэтажной музыкальной гостиной и ча­совней отражала желание Гауди управлять и ов­ладеть пространством. Особняк Гауди был великолеп­ным новаторским воплощением венецианского «палаццо», втиснутым в безнадежно узкое про­странство. С учетом ограниченного по размерам фасада здания стремления Гауди были направле­ны на понимание и воплощение открытого плана дома и устремленных вверх форм.

Центральная гостиная размерами девять на девять метров и высотой двадцать метров в самой высокой точке купола была сердцем всего дома. Пронизывающий три этажа удлиненный парабо­лический купол объединял весь особняк. На его первом уровне потрясающая лестница с откры­тыми узорчатыми перилами вела на галерею, на­висавшую над самой гостиной. На втором этаже деревянные панели закрывали галерею для музы -кантов. Над всем этим были искусно спрятаны спальни и ванные комнаты. Одной из необыч­ных особенностей купола было то, что он опи­рался на четырехугольник из скрепленных болта­ми чугунных балок, изготовленных на судоре­монтном заводе. Это наглядно демонстрирует, что даже здесь, среди откровенной роскоши, Гауди внедрял практичные и новаторские конструкции. Кроме того, в доме было предусмотрено цент­ральное отопление, хотя — как впоследствии вы­яснил Гауди — во влажном климате Барселоны оно имело смысл только в сочетании с вентиля­цией или кондиционированием воздуха. (Однаж­ды утром вся семья Гауди проснулась от ужасной духоты.) Освещение главной гостиной тоже было решено гениально: свет проходил через малень­кие круглые отверстия в куполе и рассеивался по всему помещению. Внутри особняка параболи­ческие арки стали в определенном смысле лейт­мотивом и объединяющей формой интерьера. Нагромождение декоративных деталей, различ­ных по текстуре и материалу, вызывает ассоциа­ции с восточным базаром. Однако простота и но­визна параболы соединяют их в единое целое.

В конце гостиной Гауди поместил домашнюю часовню, спрятанную за двумя гигантскими де­ревянными дверьми с инкрустацией, которые вы­глядели как огромный гардероб. Неглубокая мо­лельня, к сожалению, была разрушена во время гражданской войны — как и орган, на котором играла Исабель Гуэль. Часовня, выделявшаяся на фоне исключительной гибкости гостиной, явля­ется олицетворением моральной чистоты и бла­гочестия. Это был ловкий трюк. Гауди поставил с ног на голову функцию арабского хаммама, где халиф мог незаметно подсматривать за своим га­ремом. В доме Гауди наблюдатель вместо налож­ниц видел богослужение.

Дело в том, что участок земли под застройку был очень невелик — все-то 22 на 18 метров. Поскольку здание должно было выглядеть именно дворцом и отличаться роскошью, Гауди устремил его вверх.
Однако ни с одной из точек узкой улицы дом Гуэля не виден полностью. И оценить роскошь отделки можно лишь приблизительно. Если бы не... дымовые трубы, украшающие крышу дворца. Они выполнены в виде причудливых башенок — излюбленный прием архитектора, который он будет воспроизводить во многих своих проектах, превращая крыши домов в «волшебный сад».

В этом строении Гауди отошел от любимого мавританского стиля и вернулся к неоготике. Дворец Гуэля построен в стиле Ар Нуово.

Если рассматривать здание с точки зрения постмодернизма, то особняк Гуэль всего лишь «профессионален». Пространства и помещения раскрываются одно за другим, как действия в пьесе. С пола до потолка настроение зрителя и атмосфера здания тщательно просчитаны. Оно почти символично со своей огромной централь­ной гостиной, раскрывающейся, как гигантский звучащий колокол. Гауди изобразил «мировой порядок», приправленный небольшой дозой ка­толицизма. Погреб — это ад. Центральная гости­ная, объединяющая всю устремленную вверх кон­струкцию, символизирует одновременно землю и небо, тогда как крыша — это рай. Гуэль гово­рит со зрителем на языке искупления и воскресе -ния. Этот дом — священный дворец для земного князя.

В особняке Гуэль Гауди впервые получил воз­можность создать сюжетную картину, в которой смешивались мифология, аллегория и аналогия. Общий эффект от убранства — несмотря на сме­шение исторических стилей — в конечном итоге формируется в ощущение, которое очень точно выразил Марио Прац: «Период античности, с которым эти художни­ки «конца века» предпочитали сравнивать их эпоху, представляет собой долгие сумерки Ви­зантии, мрачную апсиду, сверкающую тяжело­весным золотом и кровавым пурпуром, с которой на нас смотрят загадочные лица, варварские и одновременно благородные, с расширенными зрачками неврастеников».


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Начало работы. Выбор места.
Дворец Гуэля. Крыша здания
Фасады

НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ
Строгая рациональность фасада Дворца Гуэля задается поясом эркеров
Герб семьи Гуэль, сочиненный Антонио Гауди
Один из интерьеров Дворца Гуэля (снимок конца XIX в.)
Рейтинг@Mail.ru 2009 г. Первый сайт на русском языке об Антонио Гауди и его архитектуре.
Данный сайт является некоммерческим проектом, созданным исключительно с целью просвещения.
Отзывы, комментарии, предложения, а также любые новые материалы про Гауди, вы можете прислать на почтовый ящик antonio.gaudi СОБАКА yandex.ru