Концепция здания. Планировка особняка. |
Интерьер |
Если соображения, лежащие в основе проектов Гуэля и Лопеса, заключались в том, чтобы преодолеть время, абсорбируя и адаптируя старинные традиции, то центральная часть особняка Гуэль с трехэтажной музыкальной гостиной и часовней отражала желание Гауди управлять и овладеть пространством. Особняк Гауди был великолепным новаторским воплощением венецианского «палаццо», втиснутым в безнадежно узкое пространство. С учетом ограниченного по размерам фасада здания стремления Гауди были направлены на понимание и воплощение открытого плана дома и устремленных вверх форм.
Центральная гостиная размерами девять на девять метров и высотой двадцать метров в самой высокой точке купола была сердцем всего дома. Пронизывающий три этажа удлиненный параболический купол объединял весь особняк. На его первом уровне потрясающая лестница с открытыми узорчатыми перилами вела на галерею, нависавшую над самой гостиной. На втором этаже деревянные панели закрывали галерею для музы -кантов. Над всем этим были искусно спрятаны спальни и ванные комнаты. Одной из необычных особенностей купола было то, что он опирался на четырехугольник из скрепленных болтами чугунных балок, изготовленных на судоремонтном заводе. Это наглядно демонстрирует, что даже здесь, среди откровенной роскоши, Гауди внедрял практичные и новаторские конструкции. Кроме того, в доме было предусмотрено центральное отопление, хотя — как впоследствии выяснил Гауди — во влажном климате Барселоны оно имело смысл только в сочетании с вентиляцией или кондиционированием воздуха. (Однажды утром вся семья Гауди проснулась от ужасной духоты.) Освещение главной гостиной тоже было решено гениально: свет проходил через маленькие круглые отверстия в куполе и рассеивался по всему помещению. Внутри особняка параболические арки стали в определенном смысле лейтмотивом и объединяющей формой интерьера. Нагромождение декоративных деталей, различных по текстуре и материалу, вызывает ассоциации с восточным базаром. Однако простота и новизна параболы соединяют их в единое целое.
В конце гостиной Гауди поместил домашнюю часовню, спрятанную за двумя гигантскими деревянными дверьми с инкрустацией, которые выглядели как огромный гардероб. Неглубокая молельня, к сожалению, была разрушена во время гражданской войны — как и орган, на котором играла Исабель Гуэль. Часовня, выделявшаяся на фоне исключительной гибкости гостиной, является олицетворением моральной чистоты и благочестия. Это был ловкий трюк. Гауди поставил с ног на голову функцию арабского хаммама, где халиф мог незаметно подсматривать за своим гаремом. В доме Гауди наблюдатель вместо наложниц видел богослужение.
Дело в том, что участок земли под застройку был очень невелик — все-то 22 на 18 метров. Поскольку здание должно было выглядеть именно дворцом и отличаться роскошью, Гауди устремил его вверх.
Однако ни с одной из точек узкой улицы дом Гуэля не виден полностью. И оценить роскошь отделки можно лишь приблизительно. Если бы не... дымовые трубы, украшающие крышу дворца. Они выполнены в виде причудливых башенок — излюбленный прием архитектора, который он будет воспроизводить во многих своих проектах, превращая крыши домов в «волшебный сад».
В этом строении Гауди отошел от любимого мавританского стиля и вернулся к неоготике. Дворец Гуэля построен в стиле Ар Нуово.
Если рассматривать здание с точки зрения постмодернизма, то особняк Гуэль всего лишь «профессионален». Пространства и помещения раскрываются одно за другим, как действия в пьесе. С пола до потолка настроение зрителя и атмосфера здания тщательно просчитаны. Оно почти символично со своей огромной центральной гостиной, раскрывающейся, как гигантский звучащий колокол. Гауди изобразил «мировой порядок», приправленный небольшой дозой католицизма. Погреб — это ад. Центральная гостиная, объединяющая всю устремленную вверх конструкцию, символизирует одновременно землю и небо, тогда как крыша — это рай. Гуэль говорит со зрителем на языке искупления и воскресе -ния. Этот дом — священный дворец для земного князя.
В особняке Гуэль Гауди впервые получил возможность создать сюжетную картину, в которой смешивались мифология, аллегория и аналогия. Общий эффект от убранства — несмотря на смешение исторических стилей — в конечном итоге формируется в ощущение, которое очень точно выразил Марио Прац: «Период античности, с которым эти художники «конца века» предпочитали сравнивать их эпоху, представляет собой долгие сумерки Византии, мрачную апсиду, сверкающую тяжеловесным золотом и кровавым пурпуром, с которой на нас смотрят загадочные лица, варварские и одновременно благородные, с расширенными зрачками неврастеников».