Начало работы. Выбор места. |
Проект фасада дворца. |
Осенью 1885 года Гуэль и Гауди приступили к работе над городским особняком на южной стороне Рамбласа. Выбор места для дома в таком далеко не фешенебельном районе был странным во многих отношениях. Но Гуэль следовал семейной традиции, остановившись на бывшей маслобойне на Conde de Asalto, рядом с домом его родителей. Когда в начале 90-х годов строительство здания было закончено, два семейных особняка оказались соединенными между собой на уровне крыш длинным и узким крытым переходом, который, подобно витой пуповине, связывал их вместе.
Даже при условии, что выбор участка для дома обуславливался семейными соображениями, это место все равно оставалось рискованным для приобретения собственности. За прошедшие сто лет на улице Conde de Asalto почти ничего не изменилось. Сегодня в порядке вещей, что в его тесных переулках вам предложат транссексуала из Колумбии с платиновыми волосами или дешевый кокаин, а тогда вас зазывала к себе сифилитичная прачка на глоток ядовитого абсента или еще более дешевый секс. В те времена этот район был известен как Barri Xinus — китайский квартал (и вовсе не потому, что там жили китайцы, а потому, что к нему накрепко пристало сравнение, данное каким-то журналистом в 20-х годах). Эти улицы были питательной средой для распутников и декадентов, таких, как фотограф-сюрреалист Жорж Батали, Поль Моран (прототипом его «Ouvert la Nuit» стал Barri Xinus) и Жан Жэнэ, чей «Дневник вора» заполнен калейдоскопом матросов-гомосексуалистов — барселонского варианта портового сброда Оскара Уайльда.
Над этими злачными местами, которые каталонский писатель Хуан Гойтисоло называл «испанским полем чудес», постоянно витала угроза туберкулеза, алкоголизма, сифилиса и унизительной бедности.
Однако этому району было присуще и некоторое чувство равновесия. Рядом располагалась шляпная мастерская Арнау, которую Гауди любил больше всего. Дальше по улице находился дом номер 32, который в 1900 году Гауди реставрировал для своего друга доктора Сантало. Пройдя еще двадцать метров, мы оказываемся на пороге местного полицейского участка. Если спуститься по улице вниз, то взору открывается вид на романский монастырь Сант-Пау-дель-Камп, один из самых ранних христианских памятников Барселоны.
Но даже при этом условии выбор Гуэля оставался довольно странен. Основной побудительный мотив Гуэля — получить особняк, который по роскоши может соперничать с расположенным в западной части Рамбласа Palau Moja, собственностью его зятя, второго маркиза Комильяса. Гуэль хотел, чтобы дом был, выражаясь словами Пуджина, «практичным, здоровым организмом» с «красивыми формами».