Поступление в институт в Барселоне, ностальгия по дому. |
Школа архитектуры в Барселоне |
Отъезд Гауди в Барселону осенью 1868 года был окрашен в тона радости и печали одновременно. Мучительность прощания на железнодорожном вокзале в Реусе усиливалась обоюдным пониманием того, что путешествие юноши потребовало значительной жертвы со стороны отца — Франсиско продал свои земли в Риудомсе.
Чем дольше длилась разлука, тем крепче становилась привязанность Гауди к дому. Это его чувство прекрасно гармонировало с основным интеллектуальным течением того времени, Ren-aixenfa. Это было возрождение каталонского самосознания, движение к модернизму через осознание средневекового прошлого Каталонии.
В октябре 1868 года Гауди был зачислен в институт в качестве аппито libre, свободного студента, для которого обязательным было посещение лишь определенных занятий. Этот особый статус давал ему больше свободы, чем большинству учащихся. Но это был лишь промежуточный этап в ожидании поступления в университет в будущем году. После летнего визита в Реус, где его время делилось между городом, Мас-де-ла-Калдерера и проектом восстановления Поблета, он поздней осенью вернулся в Барселону и поступил в университет на факультет точных наук. В университете он надеялся пройти пятилетний курс обучения по специальным дисциплинам, включая дифференциальное и интегральное исчисления, механику, геометрию, химию, географию, физику, естественную историю, алгебру и тригонометрию. В то время это был стандартный подготовительный курс перед изучением архитектуры.
Для такой задержки существовали веские причины. За прошлогодним государственным переворотом, который возглавил Прим, последовали беспорядки. 11 октября 1869 года Гауди письменно обратился к руководству университета с просьбой отложить свое зачисление, ссылаясь на «политические» мотивы.
Антонио и Франсиско часто меняли квартиры. В то время — да и в наше тоже — на лето студенты обычно разъезжались по домам. В 1869 году братья перебрались с площади Монкада на улицу Espaseria, а в 1872 году — на четвертый этаж дома номер 16 по улице Монжуик де Сан Пере. До изобретения лифта верхние этажи были значительно дешевле, а в мансардах, где было жарко летом и холодно зимой, часто селилась прислуга.
В первые годы Гауди очень нравилось в городе, и он проявил себя способным, хотя и не очень усидчивым студентом. И вновь результаты учебы отсрочили на год его поступление в Школу архитектуры. Родители продолжали помогать ему, и это тем более ценно, что весь процесс обучения мог занять десять лет. Для архитектора это было обычным делом, но являлось тем не менее радикальным отступлением от ремесленных традиций предков, когда шестнадцатилетний юноша должен был самостоятельно зарабатывать на жизнь. Во время учебы Гауди уже отдавал предпочтение искусству перед абстрактным анализом. Мартинель вспоминает:
«Абстракции навевали на него скуку; он их не выносил. Для Гауди аналитическая геометрия, которая превращала геометрическую пластику в абстрактные формулы — «абстракцию абстракций», как он их называл, — была чистейшей пыткой. Он сам признавался, что скучал, когда профессора излагали теоретические «доктрины», но с увлечением слушал конкретный практический материал».
Впечатление не соответствующего возрасту высокомерия вступало в противоречие с неподдельным энтузиазмом, который он проявлял в тех случаях, когда его вдохновлял увлеченный преподаватель. Больше всего Гауди любил занятия Ровира Рабасса по искривленным поверхностям и изучение законов перспективы, и эти дисциплины впоследствии стали основой его архитектурного стиля при сооружении крипты в Колонии Гуэль и собора Саграда Фамилиа.
Для поступления в Школу архитектуры Гауди должен был сдать экзамены по живописи, рисунку с натуры и французскому языку. Кроме того, он хорошо владел немецким. В зрелые годы Гауди мог цитировать наизусть целые главы из поэм Гете. Единственное, что мешало ему, — это незнание английского. Однако произведения наиболее влиятельных английских специалистов (таких, как Д. Рескин и У. Моррис) довольно быстро переводились на каталонский и французский.