Первые впечатления от Барселоны |
Старое фото Барселоны |
Приехав осенью 1868 года в Барселону, Гауди оказался в бурлящем и динамичном метрополисе. Пропитанная историей, с крупнейшим в Европе средневековым кварталом, Барселона с распростертыми объятиями встретила промышленную революцию. Даже сегодня Барселона — несмотря на ее глубокий консерватизм — это город, который научился сосуществовать с постоянными переменами.
Окружающая обстановка вызывала у Гауди душевный подъем. Узкие улочки, теряющиеся в таинственной тени шестиэтажных многоквартирных домов, выходили на уютные солнечные площади. Запахи, развешанное для просушки белье, шумные ссоры, любовь и шум были постоянными составляющими повседневной жизни, втиснутой в узкие переулки из кирпича и осыпающейся штукатурки.
Смена температуры и настроения при переходе от солнца к тени на узких улицах Риберы сопровождалась внезапной сменой архитектурных стилей. Один стиль растворялся в другом или вытеснялся им, создавая почти театральный диссонанс. Визуальная дисгармония дополнялась необычайной живописностью. За простыми фасадами скрывалось богатство архитектурных деталей. Каждая эпоха строила поверх предыдущей. Ветхие деревянные двери, держащиеся на декоративных железных петлях, скрывали на удивление изысканно украшенные интерьеры. Кованые чугунные ворота открывались в скромные дворики. Массивные гранитные блоки римской кладки стали фундаментами для готических соборов. Колонны в романском стиле подпирали неоклассические балконы. Везде, куда ни глянь, видишь смешение стилей. Маленькие двери в простых оштукатуренных фасадах вели в полузаброшенные торговые ряды времен Средневековья с элегантными лестницами, грациозно вьющимися к piano nobile. Открытие поджидало за каждым углом. Торговая лавка могла скрывать вход в храм тамплиеров двенадцатого века; тишина и уединение романского монастыря находились всего в минуте ходьбы от самой оживленной улицы.
В двух шагах от квартиры братьев находился собор Санта Мария дель Map, одно из величайших достижений готической архитектуры, и приходская церковь района, где жил Гауди. Этот собор с нежностью называли «собором Риберы». Кафедральный собор Террагоны поразил Гауди своими масштабами, сложностью, разнообразием архитектурных и пространственных эффектов, сплавлением различных стилей. Но Санта Мария дель Map являлся настоящим шедевром готики.
Собор Санта Мария дель Map был всего лишь одной из множества готических церквей, которые выросли в городе во время строительного бума в 20-е и 30-е годы четырнадцатого века. В отличие от королевской часовни Санта Агата и громады Кафедрального собора, которые были построены примерно в это же время, Санта Мария дель Map был воздвигнут очень быстро. Скорость строительства и определила его общую мощь. Изначально песчаный берег подходил к самым стенам базилики. Поэтому выходящий на море Санта Мария дель Map чем-то напоминал выброшенный на пустынный берег остов корабля. Но, как и в случае со многими другими выдающимися зданиями Барселоны, наблюдателя завораживает именно внутреннее убранство собора. Если заглянуть внутрь церкви из главных южных дверей, то можно увидеть неф, поддерживаемый с двух сторон двумя широкими колоннами, которые создают визуальный ритм, который постепенно убыстряется по мере достижения полукруглой прозрачной внутренней аркады. Отразившись от противоположного нефа, взгляд вновь окидывает все пространство и устремляется к небу, следуя за взрывной энергией и динамикой ребер свода, которые под прямым углом упираются в верхушки шестигранных колонн. В напряженном пространстве Санта Мария дель Map ощущается какая-то упругость. В то же время есть в облике собора что-то противоречивое. Он одновременно волнует и успокаивает, остается статичным, несмотря на то, что взгляд наблюдателя непрерывно перемещается. Массивность камня создает иллюзию пространства. Все эти эффекты присутствуют в здании, которое не скрывает своей конструкции.
Сооружение подобного храма в четырнадцатом веке Гауди воспринял как образец возможного будущего союза между архитектурой и верой.
Собор Санта Мария дель Map строился всем миром. Сооружавшийся на деньги купцов Риберы, он впитал в себя мастерство и добровольные пожертвования десятков различных гильдий: бакалейщиков, кожевников и кузнецов. Даже неквалифицированные портовые грузчики принимали участие в строительстве, доставляя огромные каменные глыбы из карьеров неподалеку от Монжуика. Рабы покупали свободу, предлагая свои услуги для такой изнурительной работы. Собор Санта Мария дель Map объединил живших рядом людей и направил их на путь истинный. Это был достойный подражания пример создания христианской общины. Именно он позже стал фундаментом философии Гауди при создании собора Саграда Фамилиа.
В лимонном свете ранних сумерек Гауди, пересекая Борн, часто проходил под сенью платанов к докам и морю. На противоположной стороне площади Борн находился построенный в неоклассическом стиле купеческий Дом с колоннадами Шифре.
Названный так из-за своих характерных колонн, этот дом представлял собой образец роскошного владения нового типа в недавно открывшемся для застройки участке старой дамбы. Но для Жозефа Шифре-и-Казеса это было всего лишь одно из многих зданий, построенных после антиклерикальных восстаний 1835 года и не представлявших особой архитектурной ценности.
Шифре, самый крупный землевладелец Барселоны, был одним из богатейших представителей новой городской элиты, indianos, которые нажили себе состояние в колониях, торгуя сахаром, ромом, хлопком и рабами. Шифре построил свой торговый дворец с преувеличенной пышностью. Строго симметричному фасаду декоративность была придана при помощи внешних украшений.
Определяющим при строительстве этого огромного «модного» здания в районе доков было стремление Шифре почтить память отца, потерявшего свой флот в войне против Англии. Но эта идея вызвала лишь кратковременный интерес, а впечатление от громадного дома притупляется его неуклюжестью.
В Доме с колоннадами четко просматривается связь с материальными благами, которые лежат в основе культуры indiano: рабы и херувимы грузят товары среди связок тропических фруктов, а сверху за ними наблюдают Сатурн и Уран со своими навигационными инструментами — угольником, компасом и склянками. Скульптурные медальоны каталонских путешественников перемежаются со стереотипными изображениями коренных обитателей Америки. Некоторые из декоративных деталей Дома с колоннадами содержат непонятный язык символов, таинственный и явно эзотерический. Убранство здания должно было донести до наблюдателя мысль, что в современных промышленности и торговле не меньше эпики и героики, чем в путешествии аргонавтов за золотым руном. Занимаясь в школе архитектуры напротив Дома с колоннадами, Гауди имел возможность привыкнуть к декоративности этого здания и постепенно разгадать его символику. Живой контраст между Санта Мария дель Map и Домом с колоннадами отражал то, что окружало юношу, — с одной стороны, прекрасный готический собор, построенный общими усилиями, а с другой — дворец, посвященный индустрии, основанной на эксплуатации колоний, — и определял границы, в которых ему, возможно, предстояло работать в будущем (одна — это образец каталонского сознания, а другая — попытка переосмыслить взлеты и падения истории).