Традиционный испанские стили которые использовал Гауди |
Дом Висенса |
МУДЕХАР (искаж. арабск. mudejar от mudadjjan — получивший разрешение остаться) — стиль испано-мавританской архитектуры XIV-XVI вв., соединяющий черты восточного и западноевропейского искусства, по названию мусульман средневековой Испании, покорившихся христианам в период реконкисты, оставшихся в стране и сохранивших свое искусство. Мудехары обладали высокой строительной культурой, поэтому многие замки испанских рыцарей — алькасары были воздвигнуты мавританскими зодчими в духе восточной архитектуры. Восточный стиль стал своеобразной модой в аристократических испанских кругах. Элементы мусульманской архитектуры вплетались в архитектуру готических соборов, крепостей, дворцов, придавая им оригинальный облик. В дальнейшем этот стиль оказал влияние как на европейское, так и на латиноамериканское искусство (сравн. мавританский стиль; чур-ригереск). Отдельные черты стиля «мудехар» возродил в своем творчестве архитектор каталонского Модерна А. Гаудй, отчего произошло название стиля «неомудехар».
НЕОМУДЕХАР (от греч. neos — новый и см. мудехар) — один из неостилей в искусстве испанского Модерна, главным образом в архитектуре Каталонии, где в 1870-1890-х гг. считался в наибольшей мере отражающим национальный характер испанской архитектуры. В этом стиле работали архитекторы X. Пуиг, Л. Доменеч. К нему же относят ранние творения А. Гауди.
ИСАБЕЛЛЙНО (isabellino) — стиль испанского искусства, культивировавшегося в конце XV в. при дворе королевы Изабеллы Кастильской (1475-1504). Название придумал французский историк Э. Берто в 1911г. Другие названия: «стиль католических королей», «фердинандино» («ferdi-nandino»), по имени короля Арагона.
В 1479 г. брак Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского способствовал объединению страны, а падение последнего оплота мавров на территории Испании— Гранады в 1492 г. завершило реконкисту (см. испано-мавританское искусство). Рост национального самосознания и гордость испанцев своими успехами привели к подъему строительного искусства. Королева Изабелла приглашала к своему двору иностранных зодчих, главным образом из Франции, Нидерландов и Германии. У себя на родине эти мастера работали в стиле поздней, «пламенеющей готики», но в Испании они столкнулись с ранее неизвестным им мавританским искусством. В результате этого влияния возник новый, оригинальный архитектурный стиль, получивший название по имени королевы Испании. Конструкция зданий, построенных в этом стиле, оставалась готической, но отдельные элементы декора были заимствованы из мавританского искусства, а также из архитектуры Итальянского Возрождения. В целом фасады соборов и дворцов в стиле «исабеллино» выглядели причудливыми, богато орнаментированными коврами, как бы накинутыми на стены здания. Изобилие орнаментики, резьбы, раскраски, позолоты было характерно и для интерьеров.
Стиль «исабеллино» часто рассматривают как ранний этап национального испанского стиля платереск. Его также следует отличать от других неостилей XIX в. Стиль «исабеллино», названный по имени королевы Изабеллы II Марии-Луизы (1833-1868), дочери Фердинандо VII, следовал за неостилем «фердинандино» и развивался в Испании параллельно английскому эклектическому «викторианскому стилю» и французскому Второму Ампиру. В нем соединились элементы Неоготики, Второго рококо и традиции испано-мавританского искусства.
ПЛАТЕРЁСК, ПЛАТЕРЁСКО (исп. plateresco — «чеканный, узорчатый» от plateria — ювелирное, серебряное ремесло от platel — блюдо, plata — серебро) — оригинальный стиль искусства Испании, получивший интенсивное развитие в первой трети XVI в. на основе средневекового испано-мавританского. Это стиль раннего испанского Ренессанса. Свое название получил по ассоциации с изделиями испанских ювелиров-чеканщиков по серебру, украшенных мелким, прихотливым узором. Богато декорированные фасады зданий в стиле платереск казались похожими на эти изделия. В платереске соединились традиции западно-европейской Готики, мусульманского искусства, Итальянского Возрождения. Со временем итальянизирующие тенденции усиливались. Фасады церквей и дворцов украшались элементами античных ордеров, гирляндами, медальонами, статуями, но все это непременно сочеталось с мелким, нарядным орнаментом арабского происхождения. Живописность, фактура, рассчитанная на игру яркого солнечного света и тени,— основные черты этого стиля в испанской архитектуре. Он распространился не только на наружные фасады, но и на интерьеры, в первую очередь, церквей. Резные скамьи, утварь, запрестольные украшения — ретабло и сейчас поражают насыщенностью пластики: резьбы, цвета, позолоты. Стиль «платереск» получил также развитие в заокеанских колониях Испании, главным образом в странах латинской Америки. В конце XVI в. его сменил эрререск.
Источник: В.Г. Власов "Стили в искусстве" Том 1, изд. Кольна, Санкт- Петербург .1996 г