Символизм в архитектуре Антонио Гауди |
Крыша дома Мила |
Недолгое пребывание Гауди в Вике оказалось чрезвычайно плодотворным. Прогуливаясь по епископальному музею, он обсуждал с отцом-хранителем музея распространенность символизма в каталонском искусстве. В 1902 году Гудиоль, который увлекался каталонской эпиграфикой, письменами, священными монограммами, иероглифами и надгробными надписями, опубликовал свое исследование «Notions d'arqueologica sagrada catalana».
Этот язык знаков и символов был не только персональным выражением веры, но и размышлениями о католическом возрождении того времени. Кент и Приндл отмечали, что «Гауди и Хухоль довольно усердно внедряли символы и формулы, которые широко использовались в катехизисе, литаниях, молитвах и обращениях к Мадонне из Монсеррата, а затем распространились в новейших исследованиях, связанных с каталонской религиозной археологией».
На расстоянии трех четвертей от начала на южном краю скамьи в парке Гуель сохранилась большая часть оригинального орнамента. На изогнутых крайних плитках Хухоль вырезал маленькие изображения или символические образы покрытых слизью кальмаров, цветов, небесных созвездий и прибывающей луны. Эти изображения наивны и таинственны. Рядом расположено слово «МАША», перевернутое вверх ногами, чтобы его удобно было читать с небес. Далее крестный путь представлен надписью «VIA», окруженной россыпью звезд — небесным терновым венцом. В микрокосме скамьи отразилось то, что Гауди, Хухоль и Гуэль пытались достичь созданием Парка Гуэль как священного общественного места. И вновь Гауди смело использовал фольклор. Декоративный ансамбль извивающейся скамьи напоминал абстрактные арабески и цветочные узоры, которые рисовали на древесных опилках во время религиозных шествий по узким улочкам Риудомса. Другие слова, сопровождавшие разворачивающееся многоцветие скамьи, являются теми страстными и неприкрашенными выражениями благочестия, которые выкрикивались зрителями, когда перед ними медленно проплывали картины остановок Христа на крестном пути во время Страстной недели. Но если назначение скамьи и заключалось в том, чтобы «зазвучать голосом истинной веры, не запятнанной самосознанием и ухищрениями», то ее общий смысл был гораздо глубже.
Оглядываясь назад, на эпоху Возрождения и на «ложный» путь «языческого» неоклассицизма, они создали образ мышления, который был необыкновенно ностальгичен и который жаждал гения, наивного и честного — einfuhlung. С одной стороны, он отражал ту разновидность культурного «примитивизма», в которой чрезмерная сложность ренессансного гуманизма отвергалась в пользу более ранней простоты. Но, с другой стороны, он был действительно современен. Рогент поощрял своих студентов анализировать архитектурные стили с намерением исправить недостатки и по возможности усовершенствовать их. Архитектура объяснялась в первую очередь законами элементарной геометрии. Каждая форма — круг, квадрат, треугольник и т. п. — содержала в себе определенный выразительный потенциал. Круг был сбалансированным, куб порождал квиетизм и т. д. Точно так же понятия горизонтального и вертикального, прямые и изогнутые линии во все времена выражали другие абстракции, такие, как бесконечность, равновесие, изменчивость и долговечность. Если прямые линии символизировали вечность и бесконечность, то использование кривой добавляло такое качество, как изменчивость. Геометрией в архитектуре можно манипулировать для отражения определенных философских и политических идей, утверждал декан школы, вторя теории Рескина об архитектуре как о предельно «политическом искусстве».
Неудивительно, что католический консерватизм выбрал формы, которые наилучшим образом отражали «целостность», «пропорциональность» и «чистоту», то есть устремленную вверх вертикальность готического стиля. Конструктивная проблема готики, которую жаждал исправить Гауди, заключалась в устранении похожей на костыль выпуклости арочного контрфорса. Избавив готическое здание от его ложных опор, Гауди получал возможность предложить истинно трансцендентный архитектурный стиль.
Если взглянуть на другую постройку - Крипту в Колонии Гуэля, то мы увидим, что снова каждая деталь конструкции и внутренней отделки «заряжена» энергией «символов, густых, как листва деревьев». Некоторые критики изображали Гауди франкмасоном, верховным жрецом оккультного общества, астрологом-любителем, наркоманом и алхимиком. Все эти домыслы обусловлены необыкновенным богатством его языка: в крипте можно найти неисчислимое количество знаков и символов, которые перекликаются с другими религиями и языческими верованиями, влившимися в лоно христианства. У двери располагаются изображения альфы и омеги, но рядом можно увидеть Андреевские кресты, разноцветную монограмму CHI-RHO, а многочисленные рыбы из блестящей керамики trencadis усиливают символическое значение здания. Гауди использовал гиперболический параболоид не только из-за очевидных конструктивных достоинств, но и благодаря его символическому содержанию. Эта изогнутая геометрическая форма символизировала триединство.
Не обошлось здесь и без социального символизма, скрытого в вымышленном рае Колонии Гуэль. Ведь в обмен на владение крохотным кусочком земли и собственным миниатюрным casa piral свобода рабочего полностью поглощалась иерархией католического единства. В 1910 году, когда Гауди только вернулся после вынужденного отдыха в Вике, Колония Гуэль стала центром празднования пятилетней годовщины Semana Sosial de Espaca, которую раньше активно пропагандировал маркиз де Комильяс. Это был символический выбор, учитывая близость — как в пространстве, так и во времени — «трагической недели». В своем приветственном послании, озаглавленном «El espirity en el problema del trabajo» — «Душа и проблема труда», — епископ Торрас повторил многочисленные идеи о благородстве ручного труда и о трудящейся христианской семье, ранее изложенные Рескином и Обществом святого Георгия. Древние и загадочные письмена говорили об отношении Гауди к своему искусству гораздо больше, чем любое автобиографическое событие. Гауди и Хухоль надеялись зарядить свою змеевидную скамью мощной религиозной энергией, которая воздействовала бы на сознание сидящего. Сами того не зная, люди садились бы на доиндустриальное средство обращения в католическую веру, многочисленные знаки и символы которого превращали его поверхность в примитивную «молитвенную машину».