Споры вокруг дома Висенса |
Фото дома Висенса. Вид со двора сразу после постройки. |
Одно время возник жаркий спор о том, что авторство ворот Гауди следует приписать двум другим людям, Франсиско Беренгеру и Лоренцо Матамале. Однако маловероятно, хотя и вполне возможно, что семнадцатилетний Беренгер, друг семьи из Реуса и студент первого курса Школы архитектуры, мог создать их. Отчеты о выставке слесарной и кузнечной гильдии, проводившейся в 1921 году в Барселоне, показывают, что эти ворота были недвусмысленно представлены как работа Гауди. Тем не менее говорят, что Матамала помогал Гауди в работе над воротами и отливал в глиняной форме пальмовые листья. Эта путаница вызывает вопрос, не злоупотреблял ли Гауди талантами своих помощников.
После смерти Гауди на страницах ежедневной газеты «La Veu de Catalunya» развернулась бурная дискуссия по поводу истинной природы взаимоотношений Гауди со своими помощниками. Говорилось, в частности, что Беренгер не закончил свое архитектурное образование и ушел из колледжа, чтобы работать у Гауди. Таким образом, Гауди предстает перед нами в образе демона-искусителя. По мнению журналистов, Беренгер работал в качестве «негра», а Гауди лишь ставил свою подпись под шедеврами своего ученика. Гауди взял к себе Беренгера не из-за связей в Реусе, а только лишь потому, что восхищался его талантом конструктора и, как мы уже убедились, не испытывал большого почтения к классическому архитектурному образованию. Между прочим, Беренгер еще во время учебы в колледже женился и прожил с женой долгие годы, и она родила ему семерых детей.
Гауди обвиняли в том, что Беренгеру не позволялось подписывать свои работы. Но он и не мог этого делать, поскольку официально не обладал квалификацией архитектора. Много лет спустя, когда Беренгер был нанят в качестве «архитектора» ратушей Грасиа, все чертежи подписывались его начальником.
Другой мишенью для критики стали неэкономные методы строительства Гауди. Кое-кто высказывал предположение, что Мануэль Висенс был поставлен экстравагантностью Гауди на грань банкротства. Однако в 80-е годы Гауди был частым и желанным гостем дачи Висенса в Алелье. Сам Каса Висенс — это памятник экзотике. Сочетание таких разнотипных материалов, как кирпич, камень, булыжник и керамическая плитка, а также смена текстуры оказали огромное влияние на развитие стиля модерн. Тем не менее это был первый и последний случай, когда Гауди построил здание, облик которого не был связан с католической верой или с каталонской мифологией.