Детали фасада |
Вид на фасад с торца дома. |
Каса Висенс был признан одной из нескольких революционных работ периода развития эстетики модернизма. Он управляет пространством своим головокружительным нагромождением геометрических форм. Внешняя отделка Каса Висенс — это живой многоцветный ориентализм. В его стенах кирпич переплетается с керамическими гирляндами бархатцев, которые Гауди раньше видел на этом месте.
На балконе помещен ряд раскрытых подсолнухов. Существует много увлекательных теорий об использовании Гауди подсолнухов в качестве некоего символа. Своенравное и непокорное растение, подсолнух является широко распространенным символом души. В 70-х и 80-х годах девятнадцатого века он был очень моден в Британии. Этот цветок использовал Норман Шоу, а также Уильям де Морган — в своей персидской керамике. Хоуэл и Эванс продавали часы с циерблатом в форме подсолнуха. В Кенсингтоне и Челси дома в стиле королевы Анны были окаймлены терракотовыми подсолнухами. Один из самых знаменитых обитателей Челси, Оскар Уайльд, который сам отзывался об этом цветке как о «яркой эмблеме постоянства», был изображен на карикатуре в виде подсолнуха.
Рафолс утверждал, что нашел в бумагах Гауди английский архитектурный журнал, который мог вдохновить архитектора. Подобное влияние могли оказать и работы Томаса Джекила, который изготовил каминные подставки для дров в форме подсолнуха для своей «павлиньей комнаты» и чей японский павильон, спроектированный для выставки в Филадельфии, посвященной столетию независимости Америки, был привезен на парижскую выставку в 1878 году. Это сооружение было изображено на одной из первых экспериментальных фотографий, помещенных в журнале «Британский архитектор». Это мог быть именно тот журнал.
Кованая железная ограда, отделяющая дом от внешнего мира, узор из подсолнухов на керамической плитке и ворота в виде металлических пальмовых листьев — все это создает впечатление чего-то промежуточного между городом и деревней, между общественным зданием и частным домом. Но именно во внутреннем оформлении творческое воображение Гауди разыгралось вовсю. Он создал в высшей степени экзотическую обстановку для развлечения гостей и хозяев. В столовой пространство между потолочными балками взрывалось замысловатым резным орнаментом из ярко-красных вишен и сочных зеленых листьев. Стены до самого цоколя были облицованы панелями или плиткой. Но дальше вверх каждый дюйм, не покрытый росписью, заполнялся увитыми плющом барельефами из прессованного картона, изображавшими птиц, снующих по небу среди падающих осенних листьев. Ниже шествовала вереница журавлей и цапель. Гауди значительно продвинулся с тех пор, когда в 1878 году в его дневнике появилась запись: «Украшения были, есть и будут многоцветными».
Украшения были везде, необузданные и даже безвкусные в своей роскоши. Над косо поставленным входом откинулась назад классическая гипсовая обнаженная фигура. По углам здания Гауди расположил окна в мавританском стиле, которые напоминают миниатюрные минареты, а над ними поместил абсолютно неуместных терракотовых херувимов.
Но наибольшее восхищение вызывала арабская курительная комната с подушками, складным кофейным столиком на ножках в виде конских копыт и кальяном. Это был важный атрибут благосостояния в подверженной влиянию моды тогдашней Испании: даже королевская семья построила себе курительную комнату в своем дворце в Аранхуэсе. Но если убранство Аранхуэса представляло собой лишь точную копию многоцветных полов и стен Альгамбры, то версия Гауди была в большей степени «оригинальной стилизацией». В удивительном, похожем на сталактиты потолке из muqamas — рельефной штукатурки — ярко проявился особый дар Гауди адаптировать архитектурные идиомы к новым методам строительства. Потолок Каса Висенс сделан из формованного картона.
Курительная комната — это образец чистейшего эскапизма для респектабельных буржуа.
Растущий успех поставил Гауди перед необходимостью взять несколько помощников. При работе над Каса Висенс он получил еще один заказ на дом в Комильясе, известный под названием Эль-Каприччио. Гауди доверил старому другу и однокашнику Кристобалю Касканте воплотить в жизнь свои рисунки и чертежи. Но работа над собором Саграда Фамилиа превратила небольшую практику Гауди в настоящий бизнес со всеми сопутствующими проблемами. От мастеров, таких, как скульптор Лоренцо Матамала, требовалась искусная работа. Нужно было наблюдать за строителями, пока в мастерской чертежники увеличивали и заканчивали рабочие чертежи. Изобилие заказов (Эль-Каприччио находился на другом конце Испании) требовало нового подхода к руководству работами. Местные сплетники утверждали, что Гауди придал определенное щегольство своему методу. Не снимая перчаток и не покидая своего экипажа с открытым верхом, он расстилал чертежи на коленях и с важным видом руководил работой прямо с улицы. Более того, у него вошло в привычку переделывать и изменять здание, снося стены и целые помещения и затем заново возводя их, как будто это гипсовая модель или макет из картона. Именно в результате этого появилось то, что Дэвид Маккей описывал как «неопределенный симметричный план, который скрывает живой конгломерат домашних помещений». Такой метод строительства был фантастически дорог, даже если достигнутое пространственное совершенство стоило того.
«Испания не признает середины. Как скромные, так и великие художники руководствуются принципом «посмотрим, что из этого выйдет». Начиная работу, они имеют в голове лишь смутное представление о том, что они собираются создать, абсолютную уверенность в своих силах, в своей природной гениальности... и, значит, в своей способности либо создать шедевр, либо произвести на свет что-то необыкновенно чудовищное».
Конструкция удивительных железных ворот Каса Висенс с узором из пальмовых листьев — это признак верности каталонским традициям работы с железом. Гауди овладел этим искусством в мастерской отца, но ворота явились плодом его совместных усилий с другим талантливым мастером.