Справка о Хосе Мариа Бокабельее, основателе Собора. |
Портрет Бокабелья |
Бокабелья был экстраординарным человеком. Сидя в лавке на улице Princesa, известной своей чрезвычайно пышной самшитовой резьбой, он держал все деньги ассоциации в сейфе, спрятанном под керамическими плитками пола. На своем портрете он с сосредоточенным взглядом фанатика склонился над письменным столом, готовый в любую минуту приняться за дело или без оглядки броситься в спор. По свидетельству Франциско Аренаса, его отличала чрезмерная ксенофобия:
«Он испытывал ужас при виде вещей смешанной природы или иностранного происхождения; он не доверял ни одному банку и не покупал французских товаров, потому что они напоминали ему об оккупации французами Барселоны, и даже отказывался есть продукты, которые могли быть импортными».
Несмотря на нелюбовь к вещам смешанного происхождения, заграничным либеральным идеям и прочей отраве, он оставался открытым к определенному влиянию зарубежья. Во время своего первого визита в Рим в 1869 году он увидел храм Лорето и, несмотря на итальянское происхождение, признал его образцом передовой церкви, которая посредством религиозного патернализма изо всех сил пытается перекинуть мост от работодателя к массам трудящихся.
Вне всякого сомнения, грубоватый католицизм Бокабельи являлся отражением общего сдвига в сторону справедливости среди истеблишмента и реакционных элементов общества, но его энтузиазм при создании ассоциации был обусловлен в большей степени личными качествами. Бокабелья часто посещал Монсеррат, и легенда гласит, что идея постройки собора пришла ему именно там, во время созерцания изображения Святого семейства. Согласно другим свидетельствам, Бокабелья, испуганный вспышкой желтой лихорадки в Барселоне, воспринял эпидемию как наказание обществу за его грехи. Требовалось искупление материализма современного мира. Какова бы ни была причина, но идея пришла вовремя, потому что образ Святого семейства имел и политический смысл.
Бокабелья в своих статьях недвусмысленно заявил о своих евангелических позициях.
Бокабелья сравнивал современное положение католической церкви с полным опасностей пересечением апостолами бурного Галилейского моря на протекающей лодке Петра-Симона. Обязанностью верных католиков было сражаться с ветрами «аморальности» и «заблуждений» и никогда не сомневаться, как это случилось с апостолами, в спасительной силе спящего Христа. «Враги церкви будут прокляты», — предупреждал Бокабелья. Распознать врагов было легко. Первой среди всех значилась либеральная пресса.
Католицизм Бокабельи отдавал предпочтение поклонению масс.