13 лет строительства в поиске совершенства |
Эскиз Гауди. Так должен был выглядеть храм в колонии Гуэля после окончания строительства. |
В долине Льобрегат работы над криптой в Колонии Гуэль продолжались, но дело двигалось очень медленно. За 1911 год, пока Гауди восстанавливал здоровье в Пучсерде, количество рабочих на стройке сократилось в три раза. Беренгер и Рубио сооружали другие постройки в Колонии Гуэль — например, знаменитое здание Рубио Mas D'En Perdiu, — но крипта ждала внимания со стороны самого мастера.
Совершенно очевидно, что Гауди считал себя продолжателем долгой традиции испанской религиозной архитектуры, в которой «геометрическая пропорциональность указывала на глубокую христианскую веру».
Крипта Колонии Гуэль была начата в 1898 году со сложной модели, но идея ее зародилась на тридцать лет раньше, еще в школе архитектуры. Для Гауди это был шанс по прошествии 500 лет вернуть архитектуру и христианскую веру на путь истинный.
В 1910 году критики признали, что крипта Колонии Гуэль — это, по всей видимости, самое рациональное строение из всех когда-либо проектировавшихся. Понятие «рациональное» применилось для обозначения использования материала, рассчитанного выдерживать определенную нагрузку, наиболее эффективным и экономичным способом.
Используя методы эмпирического анализа, Гауди применил гиперболические параболоиды для строительства наружных фасадов, гиперболоиды для создания пространства для света, а также закрученную геликоиду, как в змеевидной скамье Парка Гуэль, для передачи движения. Эффект получился ошеломляющим.
В конструкцию, которая совершенствовалась в ходе многолетних экспериментов и полностью согласовывалась с законами геометрии, теперь было практически невозможно внести какие-либо изменения. Гауди описывал это так: «Человек постоянно находится в процессе творчества. Но человек ничего не создает, он открывает. Тот, кто стремится постичь законы природы для обоснования своей новой работы, трудится совместно с Создателем».
Именно при помощи выбора материала, подбора деталей, отделки и бесконечного разнообразия техники кирпичной кладки Гауди удалось создать уникальный христианский храм. Крипта располагалась среди сосен, и колонны внутри помещения перекликались с окружающими деревьями.
Гауди писал об этом взаимодействии: «Колонна подобна стержню или стволу дерева, крыша — это гора с ее гребнем и склонами, свод — пещера параболической формы; прочные уступы горы образуют перемычки и консоли над теми местами, где выветрились более слабые пласты».
Гауди обладал способностью упорно обыгрывать одну и ту же идею в течение нескольких десятилетий, постоянно обновляя и совершенствуя свои подходы. В сложной головоломке его искусства крипта Колонии Гуэль была последним недостающим элементом.