Разоаботка проекта. Макет для Крипты. |
Фото макета |
В 1898 году дон Эусебио пришел к выводу, что небольшой часовни Святого Духа для колонии уже недостаточно. Поселку требуется нечто более величественное.
Привыкший приноравливаться к музе Гауди, Гуэль вряд ли ожидал, что пройдет десять лет, прежде чем будет заложен первый камень здания. Для проектируемой церкви была выполнена целая программа исследований, а также сооружен арочный макет в четыре с половиной метра высотой, который был подвешен к потолку временной мастерской. Сохранившиеся фотографии скрупулезно зафиксировали сложную подвесную конструкцию из грузов, тросов и цепей на различных стадиях, от замысловатой паутины конструкций до раскрашенного полотна. В отличие от других архитектурных макетов Гауди эта модель подвешена вверх ногами, подобно непрочной колонии летучих мышей.
Происхождение этого макета уходит корнями в убеждение Гауди, что цепная арка, использованная в конструкции особняка Гуэль, конюшен Les Corts и монастыря Святой Терезы, обладает уникальной прочностью и красотой. Во всех его предыдущих постройках цепная арка служила одновременно украшением и элементом конструкции. Но теперь Гауди развил свою идею дальше и сделал цепную арку основой всего проекта. Просверлив группу отверстий в потолке и расположив их строго по окружности, он получил точки крепления для арок, которые, провисая под действием силы тяжести, образовывали изящные гирлянды. Если поверх расположитьследующий слой, то оригинальные арки протянутся еще дальше. Проблема заключалась в скреплении всего сооружения путем аккуратного стягивания тросов в колокол. По мере того как слои арок приближались к полу, внешний круг стягивался вместе. В результате макет, такой неустойчивый в процессе своего сооружения, превращался в фантастическую по прочности конструкцию.
Это упрощенное описание не дает возможности объяснить сложную систему грузов, прикрепленных к перевернутым вершинам арок, чтобы компенсировать увеличение нагрузки, а также обрисовать все особенности плана по нулевой отметке — укрепленного на плите с колышками, — который отличался от правильного круга и еще больше усложнял головоломную задачу, добавляя различные внутренние арки и своды. Гауди и Франсиско Беренгер работали над макетом в каждый свой приезд в Санта-Колома. Другие члены команды провели тысячи часов за кропотливой работой, добавляя ружейную дробь, одну за одной, в крошечные парусиновые мешочки. Макет пришлось заново балансировать по меньшей мере еще раз, когда крысы перегрызли веревку, которую во время обеденного перерыва случайно испачкали свиным жиром.
Колония Гуэль превратилась в архитектурную лабораторию, действовавшую по методу проб и ошибок. Расположенная в импровизированной времянке среди соснового леса, она стала самой передовой архитектурной мастерской в мире.
Способность Гауди доводить на первый взгляд безумную затею до воплощения в жизнь многое говорит о его характере. Но за этим проектом стоял Гуэль, «аристократ духа», не обращавший внимания на мелкие неприятности, игравший роль акушерки при Гауди и терпеливо ожидавший, подобно Д.Г. Канвейлер с Пикассо и Браком, рождения нового стиля.
После того как был сооружен скелет здания, настала очередь облечь его плотью. Проступавшее за бумажной оболочкой сплетение тросов служило напоминанием о конструкции, которую можно вообразить, но нельзя до конца понять. Все выглядело незаконченным. Внутренняя крыша образовывалась изогнутыми и пересекающимися треугольниками. Треугольник имел символическое значение, но в то же время такая конструкция выдерживала огромные напряжения и нагрузки. Висевший перевернутым зонтиком макет воспринимался как конструктивное изложение теории Рубио о том, что настоящее искусство должно обладать тремя качествами: целостностью, пропорциями и ясностью. Возможно, именно это имел в виду Гауди, говоря: «Вся архитектура создается при помощи двух линеек и одного шнура».
Макет Гауди, описанный как «чудовищное живое насекомое, спрятавшееся в подлеске и ласкаемое ветром», вполне отвечал тому, к чему призывал Рескин в «Семи столпах архитектуры», когда требовал объединения «технических и изобразительных элементов с такой же полнотой, как в человеке объединены душа и тело». А Виоллё писал в «Entretiens»:«Поскольку каждая часть здания или конструкции должна иметь собственное «разумное основание», мы подсознательно чувствуем форму, которая отражает его функцию, — точно так же, как мы реагируем на вид прекрасного дерева, в котором все части, от корней, хватающихся за землю, до ветвей, тянущихся к воздуху и свету, указывают на факторы, которые создали и поддерживают эти могучие организмы».
После завершения строительства макета фотографы запечатлели его на пленке и при печати перевернули изображение. Теперь Гауди, Беренгер и чертежники могли использовать эти фотографии для разработки внешнего облика церкви.