![]() | Идея посёлка. Гуэля (колонии Гуэля). | ![]() |
Дом для рабочих в посёлке. Современное фото. |
Время получения Гауди следующего заказа Гуэля, крипты в Колонии Гуэль, точно неизвестно, однако не подлежит сомнению факт, что проект здания созревал очень долго. По мнению Рафолса, где-то в 1898 году дон Эусебио попросил Гауди разработать проект церкви для его быстро растущего рабочего поселка в Санта-Коло-ма-де-Сервельо к югу от Барселоны. Эта колония рабочих текстильной промышленности являла собой одну из первых в Каталонии попыток воссоздать популярные в Европе того времени рабочие колонии вдали от тлетворного влияния города. Во Франции ратовали за наступление по трем фронтам: влияние крепкой семьи, эффективно управляемая благотворительность и католическая вера. Средство против нарушения равновесия в патерналистском обществе виделось в возвращении к средневековой феодальной модели. Архитекторы фантазировали, что они могут построить Новый Иерусалим — на ремесленной основе. С самого начала промышленной революции архитекторы искали новый архитектурный язык для городов и поселков, которые как грибы росли вокруг заводов и фабрик. Накануне Великой французской революции Клод-Николас Ле-докс предложил неоклассическую модель для королевских солеварен La Saline de Chaux в Arc-et-Senans, но существовали и другие образцы, к которым мог обратиться заинтересованный про -мышленник: от работ Бессбрука в Ирландии (1846) до проектов Ольбриха 1901 года для предприятий «Опеля» в Дармштадте.
Почти за десять лет до начала строительства колонии Гуэля Прат де ла Риба описывал колонию, которая может представлять собой совершенную идиллию для рабочих, где труд и капитал сосуществуют в полной гармонии, где, выражаясь словами 142-страничной рекламной брошюры Колонии Гуэль, отпечатанной в 1901 году, «надежда и милосердие, истинное наследие Каталонии», а также «вера наших предков» могут поддерживаться и вне дающих защиту стен Колонии.
Гауди был не первым архитектором в Каталонии, попытавшимся воплотить идею промышленного поселка. В 1846 году в городке Эспаррегера в верховьях реки Льобрегат под громадой горы Монсеррат Мануэль Пуиг построил индустриальный поселок текстильных рабочих. Гауди и Гуэль знали о нем.
Участок для колонии был куплен отцом Гуэля в 1860 году. С 1882 года благодаря успешному внедрению новых паровых двигателей фабрика быстро модернизировалась. Помощникам Гауди Беренгеру и Рубио было поручено построить общежитие для рабочих, школу, клуб, дома для директора и учителей. Все здания получились не выше двух этажей, но построены они с необыкновенной изобретательностью. Кирпичная кладка «в елочку» оживляется замысловатыми узорами и текстурами, образцами для которых служила мавританская архитектура. Весь поселок выглядит необыкновенно аккуратным, но в то же время разнообразным, а также защищенным от жестокости и пороков Барселоны, расположенной всего в двадцати километрах от него.
Но более всего промышленники жаждали отвратить своих рабочих от алкоголя. Кроме того, Гауди в последние годы был озабочен тем, чтобы удержать от пьянства свою племянницу Росу. Эта проблема остро стояла не только в Каталонии, хотя усиливалась она тем, что эта провинция являлась крупнейшим производителем спиртного в мире. В Лилле текстильный магнат Колб-Бернард яростно сражался против искушений трех «А»: алкоголя, атеизма и анархизма. Все они наносили непоправимый вред бизнесу. В индустриальном Новом Иерусалиме патерналистское общество приносило реальную выгоду только при условии послушания рабочих.
Каковы бы ни были мотивы Гуэля, колония, вне всякого сомнения, была удобна для проживания. Даже сегодня в ней сохранился дух индустриального «рая».