![]() | Место и значение Крипты в мировой архитектуре | ![]() |
Внутреннее помещение |
Крипта Колонии Гуэль была начата в 1898 году со сложной модели, но идея ее зародилась на тридцать лет раньше, еще в школе архитектуры. Для Гауди это был шанс по прошествии 500 лет вернуть архитектуру и христианскую веру на путь истинный.
В 1910 году критики признали, что крипта Колонии Гуэль — это, по всей видимости, самое рациональное строение из всех когда-либо проектировавшихся. Понятие «рациональное» применилось для обозначения использования материала, рассчитанного выдерживать определенную нагрузку, наиболее эффективным и экономичным способом.
Используя методы эмпирического анализа, Гауди применил гиперболические параболоиды для строительства наружных фасадов, гиперболоиды для создания пространства для света, а также закрученную геликоиду, как в змеевидной скамье Парка Гуэль, для передачи движения. Эффект получился ошеломляющим.
В конструкцию, которая совершенствовалась в ходе многолетних экспериментов и полностью согласовывалась с законами геометрии, теперь было практически невозможно внести какие-либо изменения. Гауди описывал это так: «Человек постоянно находится в процессе творчества. Но человек ничего не создает, он открывает. Тот, кто стремится постичь законы природы для обоснования своей новой работы, трудится совместно с Создателем».
Именно при помощи выбора материала, подбора деталей, отделки и бесконечного разнообразия техники кирпичной кладки Гауди удалось создать уникальный христианский храм. Крипта располагалась среди сосен, и колонны внутри помещения перекликались с окружающими деревьями.
Гауди писал об этом взаимодействии: «Колонна подобна стержню или стволу дерева, крыша — это гора с ее гребнем и склонами, свод — пещера параболической формы; прочные уступы горы образуют перемычки и консоли над теми местами, где выветрились более слабые пласты».
Трудно что-либо возразить фотографу Норману Паркинсону, который назвал крипту «самым святым из всех мест, которые мне приходилось видеть в жизни». Но, подобно многим другим творениям Гауди, крипта остается незаконченной, являя собой свидетельство его непомерных амбиций. В приходском архиве Санта-Колома-де-Сервельо сохранились свидетельства ее мучительно медленного строительства. На стройплощадке никогда не было более десяти рабочих. К июлю 1911 года, несмотря на отсутствие Гауди, были возведены колонны в алтарной части крипты. Четыре года спустя, 3 ноября 1915 года, крипту освятили. Однако еще через три года, в 1918-м, работы были прекращены, и здание осталось неоконченным — таким, как мы видим его сегодня.
Почувствовать магию этого места можно в любое время года, но лучше всего это ощущается в жаркий летний день, когда окна крипты открыты и горячий, насыщенный запахом сосновой смолы ветерок проникает внутрь.
Крипта — это бесспорный архитектурный шедевр, но ее существование было бы невозможно без такого снисходительного и терпеливого покровителя, как Гуэль. Внешние стены из булыжника и пережженного кирпича, кажется, вырастают прямо из земли. Гауди изменил план церкви таким образом, чтобы не трогать самую красивую сосну рощи. Он говорил: «Я могу построить лестницу за три недели, но потребуется двадцать лет, чтобы вырастить такое величественное дерево».
Потолок галереи прямо под невысокими ступеньками, ведущими к воображаемой церкви, использовал геометрические формы в виде перевернутого гиперболического параболоида, которые как бы наступали на нас, бросая вызов силе тяготения и традиционной архитектуре. Херрера также применил перевернутый купол для входа в базилику Эскориала, чтобы продемонстрировать свое мастерство. Уверенный в своих расчетах, Гауди стоял прямо под арками, когда рабочие убирали поддерживавшие их деревянные шаблоны. Говорят, что он даже шутил с посетителем, говоря, что каменщик часто гипнотизирует плитку, пока ждет застывания раствора. При наружном осмотре крипты глазу приходится все время перестраиваться с колонн на деревья, а затем на декоративную керамику и необычные оконные решетки, предназначенные для защиты хрупкого витражного стекла. Гауди сконструировал тонкий металлический занавес из старых иголок, до -ставленных с текстильной фабрики. Почти все материалы использовались повторно после предыдущего промышленного применения.
Пройдя через большие деревянные двери, посетитель останавливался, пораженный пространственной сложностью внутреннего объема. Каждая колонна, наклоненная строго под таким углом, чтобы сделать ненужными контрфорсы, была абсолютно непохожей на другие и производила, по словам Бассегоды, «настоящий эффект мускульного напряжения, как будто крипта — это живой организм».
Впечатление усиливалось четырьмя массивными базальтовыми колоннами в центральной части. Они несли на себе весь вес крипты и на первый взгляд казались высеченными топором неандертальца. От гладкого цементного пола их отделяла свинцовая подушка, и создавалось впечатление, что колонны способны выдержать любые сейсмические колебания. Считается, что законченная церковь Колонии Гуэль должна была наводить на размышления о горе Монсеррат, которая, по преданию, возникла в результате геологического взрыва в момент распятия Христа. Таким образом, крипта Колонии должна была завершить то, что начал Монсеррат.
Под впечатлением необыкновенной мощи самой конструкции крипты не сразу обращаешь внимание на другие декоративные детали, такие, как гигантские морские раковины, в которых плещется святая вода, или двустворчатые окна из цветного стекла с хитроумной механической системой, которая позволяет откидывать их прозрачные створки.
И снова каждая деталь конструкции и внутренней отделки «заряжена» энергией «символов, густых, как листва деревьев». Некоторые критики изображали Гауди франкмасоном, верховным жрецом оккультного общества, астрологом-любителем, наркоманом и алхимиком. Все эти домыслы обусловлены необыкновенным богатством его языка: в крипте можно найти неисчислимое количество знаков и символов, которые перекликаются с другими религиями и языческими верованиями, влившимися в лоно христианства. У двери располагаются изображения альфы и омеги, но рядом можно увидеть Андреевские кресты, разноцветную монограмму CHI-RHO, а многочисленные рыбы из блестящей керамики trencadis усиливают символическое значение здания. Гауди использовал гиперболический параболоид не только из-за очевидных конструктивных достоинств, но и благодаря его символическому содержанию. Эта изогнутая геометрическая форма символизировала триединство.
Некоторые критики искусства Гауди видели в каменной кладке крипты признание Гауди в членстве в Обществе розенкрейцеров или какого-то масонского ордена. Совершенно очевидно, что крипта олицетворяет духовные искания. Гауди видел в механике архитектуры превосходную метафору духовных исканий и откровения. Более того, один из исследователей почти наверняка прав в своем анализе присутствия тринадцати Андреевских крестов как символов жизни Христа. Тринадцать крестов логически выстраиваются по цветам, начиная с зелени жизни, через пурпурный и черный, и заканчивая распятием из крестов небесно-голубого цвета. Но язык символов необыкновенно гибок, и ограничивать его — значит игнорировать его потенциальные возможности.
Не обошлось здесь и без социального символизма, скрытого в вымышленном рае Колонии Гуэль. Ведь в обмен на владение крохотным кусочком земли и собственным миниатюрным casa piral свобода рабочего полностью поглощалась иерархией католического единства. В 1910 году, когда Гауди только вернулся после вынужденного отдыха в Вике, Колония Гуэль стала центром празднования пятилетней годовщины Semana Sosial de Espaca, которую раньше активно пропагандировал маркиз де Комильяс. Это был символический выбор, учитывая близость — как в пространстве, так и во времени — «трагической недели». В своем приветственном послании, озаглавленном «El espirity en el problema del trabajo» — «Душа и проблема труда», — епископ Торрас повторил многочисленные идеи о благородстве ручного труда и о трудящейся христианской семье, ранее изложенные Рескином и Обществом святого Георгия.