Тяжёлая работа, конфликты с бюрократией, остановка строительства дворца в Асторге. |
За последующие четыре года Гауди одиннадцать раз приезжал в Асторгу, чтобы наблюдать за строительством дворца епископа. Он столкнулся с деятельностью церковного совета — Junta — при работе над собором Саграда Фамилиа, и там его грубоватые и бесцеремонные манеры помогли добиться свободы художественного творчества. Однако в Асторге цепочка управления была более гибкой. История, которую рассказывали в Асторге, поможет нам глубже заглянуть в методы работы Гауди и Грау. Во время утренней прогулки по собору при осмотре мраморного престола работы Гаспара Бессерры 1562 года, с его горельефами фигур в натуральную величину, Гауди предложил убрать завесу, которая только отвлекает зрителя. Грау не согласился. Он напомнил Гауди, что завеса является важной частью католических догматов и привлекает внимание к «царственному величию святого причастия». Но Гауди настаивал, что вырезанная Бессеррой мантия, которую держат ангелы, уже позволяет достичь этой цели. «Возможно, в этом вы правы, — сказал Грау, — по крайней мере, отчасти». — «Как и во всем остальном!» — воскликнул Гауди.
Епископ Грау разрядил ситуацию, предложив следовать предложениям Святого совета по богослужению, чей ответ был недвусмысленным: ни при каких обстоятельствах они не могут позволить снятие завесы, которая является неотъемлемой частью таинства причастия за божественной литургией.
Гауди прекрасно сознавал свое упрямство и грубость. «Всю жизнь я пытался обуздать свой характер, и обычно мне это удавалось, но иногда моя натура оказывалась сильнее меня», — однажды заметил он.
На фотографии, сделанной как раз в этот период специально для пропуска на выставку, Гауди предстает перед нами очень толстым человеком, явно набравшим вес за последнее время. Однако чисто выбритый череп придает ему здоровый и крепкий вид.
К зиме 1890 года работы продвинулись настолько, что можно было приступать к водружению галереи. Гауди выбрал неоготическую конструкцию, окружающую главный зал. Вырезанная из камня внешне галерея не предлагала ничего нового, за исключением тройной арки, которая постепенно расширялась и поддерживала балкон, подобно средневековой башне. Придумать деревянную раму, которая поддерживала бы камень, пока он прочно не закрепится на месте, казалось невозможным. Арки рушились дважды. Но затем архитектор сам принялся за дело.
«Вокруг строительной площадки собралось полгорода, чтобы понаблюдать за этим спектаклем, а архитекторы по всей Испании с ироническими улыбками ожидали, чем закончится это безумие. Гауди, взобравшись на платформу и отделившись от окружавших его людей, вскидывал руки вверх при каждом движении камня, бурно переживая все происходящее».
Гауди закончил сооружение галереи на закате солнца, за несколько секунд до того, как пошел снег. Но арки снова рухнули, и архитектор упрямо начал все снова.
«Руки архитектора с блестевшей на солнце кожей на мгновение слились с камнем, двигаясь в унисон с руками рабочего, который много лет спустя с чувством вспоминал этот момент, утверждая, что самым ценным признанием его мастерства было объятие Гауди — после того как последний камень галереи неподвижно застыл на месте».
После несчастного случая (епископ повредил ногу) у Грау развилась гангрена, и 21 сентября он умер.
Дворец епископа еще стоял без крыши, но Гауди подал в отставку, напоследок пустив парфянскую стрелу в церковные власти: «Они абсолютно не способны ни закончить его, ни оставить его незаконченным». Церковные власти чинили ему всевозможные препятствия, и теперь он лишился своего союзника и защитника. Последней работой Гауди в Асторге был проект надгробия епископу Грау. Архитектор подал в отставку, прекрасно понимая, что без поддержки епископа никогда не закончит работу. Гауди писал о Грау: «Его усилия возродить город были грандиозными, но безнадежными. Он взялся за эту работу, чтобы подать пример и стимулировать активность региона. Окончил он тем, что ему пришлось бороться со всеми: с начальством в Леоне и прихожанами в Асторге. Абсолютно все, начиная с мэра, который занимался поставкой строительных материалов, и до соборного казначея, чинили ему препятствия. Мы ежегодно проводили там большой отрезок времени, и это поддерживало дух Грау. Никогда не встречал я более сильной и направленной на благое дело воли, чем у него. Пока он был жив, мы справлялись со всеми неприятностями».
До смерти епископа Грау Гауди из Леона часто приезжал в Асторгу. Но преждевременное прекращение работы над проектом дома епископа не уменьшило его нагрузку—к началу 1894 года он уже получил заказ на постройку винного погреба для поместья Гуэля в Гаррафе.
Через много лет были предприняты попытки уговорить Гауди вернуться, но горький опыт ожесточил его. Для завершения строительства дворца епископа потребовались десятилетия, и он уже ничем не напоминал оригинальный проект Гауди, который архитектор в ярости сжег.
«Я больше никогда не пересеку Асторгу — разве что в корзине воздушного шара», — говорил он.