Первый крупный заказ от семьи Гуэль |
Фрагмент ворот усадьбы Гуэля |
На фоне «Атлантиды» Вердагера (произведение каталонского поэта и близкого друга архитектора) Гауди приступил к выполнению своего первого большого заказа для Гуэля. Отцу Гуэля уже принадлежало большое поместье Les Corts de Sarria, и приобретение нового еще больше расширило присутствие семьи на юго-западной окраине города. Дон Эусебио поручил все работы Гауди. Это был грандиозный комплекс с будкой привратника, внутренними конюшнями и спортивной площадкой, существующими и поныне. Другие пристройки Гауди — высокий многоцветный наблюдательный пункт из кирпича и просторная площадка для выездки лошадей, — к сожалению, давно утрачены. Но именно конюшни, домик привратника и знаменитые ворота с драконами определяют облик шедевра Гауди.
Гауди применил в Лес Корте стилистическую идиому, которую он с таким эффектом использовал в Каса Висенс и Эль-Каприччио, то есть «неомудехар». Этот стиль как нельзя лучше отвечал требованиям заказа, поскольку был в достаточной степени декоративен, современен и дешев. Домик привратника и конюшни являлись, помимо всего прочего, и чисто утилитарными постройками.
Конюшни (теперь в них размещается кафедра Гауди, где профессор Бассегода возглавляет современные исследования и работы по сохранению произведений Гауди) насыщены наиболее интересными инновациями. Сразу за дверью начинается узкая извилистая лестница, ведущая на крышу над длинным прямоугольным помещением. Ступеньки у лестницы крутые, высотой около фута каждая. Внутренность конюшен знакомит нас с первой успешной попыткой Гауди внедрить новые строительные приемы. Довольно низкие стены соединены поперечными параболическими арками. Такая конструкция уже встречалась в Каталонии, и наиболее значительными ее примерами можно считать трапезную монастыря Санта Крус и Saly Tinells готическом квартале, где, по преданию, Колумб преподнес Америку в дар их католическим величествам. Но конюшни Гауди были выполнены по большей части из кирпича, штукатурки и самана, а не из камня. Конюшни с высокими сводами, которые могут служить великолепным образцом искусства каталонских каменщиков, в настоящее время заселены учеными, а в клетях для кормления лошадей размещаются полки самого большого архива Гауди.
Внешнее убранство здания отражает крепнущий декоративный талант Гауди. Поверхность стен подчеркивается приятной игрой формы, текстуры и материала. Вздымающиеся кирпичные арки делят пространство на четкие секции. Промежутки между ними от земли до уровня пояса стоят на основании из грубо отесанного камня, но повторяющиеся накладки из простой штукатурки, которые выглядят как ряд колпаков для автомобильных колес, создают эффект, чем-то напоминающий ранние вестготские украшения. Кремовая штукатурка зимой выглядит неброско, но в разгар лета солнце оживляет ее, насыщая цветом.
Даже на цементных швах наблюдатель неожиданно для себя обнаруживает вмонтированные в них кусочки цветной керамики. На уровне крыши мы опять наблюдаем игру света на диагональной кладке из перфорированного кирпича, из которого выложено ограждение верхней галереи. Это чудесное проявление архитектурного таланта Гауди.
Между домиком привратника и конюшнями были поставлены гигантские кованые железные ворота. Отлитые по чертежам Гауди, ворота изображали ужасного дракона, чья разверстая пасть охраняла расположившееся за его спиной убежище Гуэля. Это, несомненно, был Ладон из «Атлантиды» Вердагера, и чтобы не оставалось никаких сомнений в смысле этой аллегории, каменная скульптура изображала заглавную букву «G» в окружении листвы и плодов золотого апельсинового дерева, а также крошечных цветов дикого шиповника — первого приза на конкурсе, завоеванного «Атлантидой».