Эусибио Гуэль |
Портрет Эусибио Гуэля |
Некоторые видят в доне Эусебио Гуэле влиятельного «имама», подобного властному бородатому патриарху, который оберегал женскую часть семьи и поощрял их жить «как растения-паразиты». Но он также гордо говорил о себе (на английском) как о сыне «человека, выбившегося из низов». Крестьянская расчетливость отца нашла отражение в тщательно регулируемой щедрости Эусебио Гуэля. Гауди нравилось отношение Гуэля к деньгам: «Гуэль — джентльмен, человек, у которого есть деньги, который не хвастается и умело распоряжается ими, другими словами, senyor».
Когда Гауди разрабатывал для Гуэля фамильный герб, на нем появился неожиданно откровенный девиз: «Abir Pastor Avui Senyor» — «Вчера пастух, сегодня господин». За этой обезоруживающей искренностью скрывалась тщательно разработанная программа укрепления влияния и репутации Гуэля.
Гуэль, являвшийся представителем второго поколения indiano, укреплял свои позиции с гораздо большей ловкостью, чем его предки. В качестве ценителя искусств, мецената дон Эусебио мог играть более активную роль в культурной жизни Барселоны. Сравнивая Гуэля с правителем эпохи Возрождения, Гауди был недалек от истины. Единственная реальная разница между ними заключалась в том, что двигателем успеха Гуэля была не война и не унаследованные земли, а промышленность.
В предшествующее десятилетие, когда Гауди проходил военную службу, Гуэль был членом местного совета, а в 1878 году его избрали сенатором. Тем не менее эти краткие экскурсы в политическую жизнь, похоже, убедили промышленника в том, что его истинное призвание лежит в другой области.
Гуэль был фанатичным патриотом Каталонии; в 1870 году он вступил в Каталонское литературное общество «Jove Catalunya», в 1882 году стал членом «Centre Catala», а впоследствии был утвержден его президентом. Своей целью организация «Centre Catala» ставила пропаганду каталонского духа, оставаясь над политическими партиями. Это соответствовало осторожной политике Гуэля по завоеванию символического и морального авторитета. Действительность же, конечно, оказалась совсем иной. В то время как в Барселоне «Centre Catala» могла восприниматься чем-то вроде широкой церкви, отражающей интересы всех слоев каталонского общества, с точки зрения Кортесов, в Мадриде эта организация представляла каталонских федералистов и республиканцев. Это противоречие усилилось, когда в начале 1885 года «Centre Catala» вручила королю Альфонсо XII «Memorial de Greuges» — перечень претензий и одновременно список требований каталонского народа.
Гуэль был талантливым акварелистом и живописцем. Кроме того, он был спонсором театральных и оперных постановок, помогал поэтам, а также активно поддерживал нескольких каталонских художников. Но сегодня в истории осталось только архитектурное наследие Гауди. Очень скоро стало ясно, что Гуэль собирается не только оплачивать и заказывать работу Гауди, но и направлять ее.