Общее описание дома. Лучшее здание года |
Макет дома Кальвет из музея Гауди в Реусе |
Осенью 1897 года Гауди получил заказ от вдовы Педро Кальвета и его сыновей на строительство здания офиса для их текстильного бизнеса, в котором также размещалась бы резиденция семьи и сдаваемые внаем квартиры. В настоящее время весь первый этаж дома Кальвет занимают конторские помещения, в подвале размещается склад, предназначенный для хранения готовых тканей, а на оставшихся четырех этажах находятся жилые квартиры.
Из всех творений Гауди дом Кальвета, пожалуй, самое простое. В этом проекте Гауди по вполне практическим соображениям сдерживал свою фантазию. Дом Кальвета должен был стать офисным помещением на первом этаже и жилыми квартирами на верхних этажах. Внешне дом, втиснутый в пространство между соседними строениями, выглядит вполне обычно — словно это вовсе и не Гауди... Но стоит присмотреться внимательней, и на крыше мы увидим скульптуры троих святых мучеников, которые смотрят вниз. Элементы, явно выбивающиеся из общепринятых стандартов городского строительства.
В 1891 году, когда пришло осознание социальных и экономических сил, заставлявших максимально использовать все доступное пространство, новые строительные нормы заменили гораздо более эгалитарный план Серда «Эйшампле» (района Барселоны) 1857 года. Новые правила прагматично увеличивали разрешенную высоту зданий на 2,6 метра, доведя ее до двадцати двух метров. И, что более важно, они давали свободу использования декоративных элементов: застекленных балконов, угловых башенок и скульптур на крыше, а также поощряли «стремление к роскоши» и «обилие украшений».
В начале двадцатого века Европа стала свидетелем расцвета множества стилей. Наблюдатели «с изумлением отмечали, что перед их глазами вздымается больше минаретов, чем вокруг бухты Золотой Рог, больше куполов, чем в Одейпуре, больше каменных решеток, чем в Комбакоруме или Чилламбораме». В Каса Винсенс нашел отражение мавританский декаданс, Саграда Фамилиа и Асторга представляли собой размышление на тему готики, а Каса Кальвет был строгим эссе в стиле барокко и рококо.
29 марта 1898 года проект был готов. Каса Кальвет, расположенный недалеко от квартиры Гауди, был построен в стиле римской insula. Первый этаж использовался под семейный бизнес, а жилые помещения семьи Кальвет находились наверху. Зажатый в центре квартала, Каса Кальвет отражал новую для архитектуры проблему. Единственную возможность для архитектора продемонстрировать свой талант предоставлял только фасад здания. Это осознавал просвещенный городской совет, который учредил престижные премии за архитектуру фасадов. Благотворное воздействие такой политики не подлежит сомнению, однако некоторые интерпретировали результат как истинно каталонскую тенденцию к эфемерным конструкциям и внешней элегантности. Баскский философ Унамуно сатирически описал это явление в своей теории «fachadismo», в которой высмеивалась каталонская одержимость внешним видом в ущерб общественной пользе. Внутреннее убранство Каса Кальвет опровергает подобную критику.
Этому дому была присвоена премия как лучшему зданию года. В жюри входили архитекторы Бонавентура Бассегода и Вильяр. Нашелся лишь один несогласный, товарищ Гауди и один из его наиболее талантливых конкурентов Энрике Саньер, чью поддержку другого здания удалось преодолеть лишь после долгих споров. Достоинства Каса Кальвет были очевидны.