Кальвет: Архитектура здания. |
Главный фасад дома Кальвет |
На первый взгляд может показаться, будто дом Кальвет ничем не примечателен и похож на десятки других зданий, созданных в псевдобарочном стиле. Однако при более внимательном и детальном рассмотрении фасада дома становится ясно, что его архитектура неповторима и оригинальна.
Прочно сидящее на массивных опорах, это величественное здание из песчаника Монжуика вздымается вверх на пять этажей. Двойные уступы пилястров, составляющие плоский рельеф входа, были остроумным намеком на деревянные бобины, которые используются в текстильной промышленности. Такие понятные только посвященным шутки являлись отличительной особенностью строившихся по индивидуальному проекту роскошных особняков Эйшампле. Каждая семья обыгрывала собственные символы унаследованной или недавно созданной генеалогии. Некоторые детали ассоциировались с источником благосостояния владельца, другие указывали на его увлечения и интересы. Но все они (если архитектор оказывался достаточно мудр) были лестными для клиента и его общественного положения.
При постройке Каса Кальвет Гауди, как всегда, обратился к «Великой книге природы». На покатой крыше балконов каменное изобилие фруктов скрывает пару диких голубей, затерявшихся среди всех этих яблок и груш. Изогнутые ажурные перила балкона увековечили типично каталонскую любовь к грибам, которая отличала Педро Кальвета в последние годы. Это настоящий каталог съедобных грибов: Craterellus cornu-copioides, этот мрачный, иссиня-черный рог изобилия, изящный Clathrus cancellatus и сморчок Morchella esculenta — лучший гарнир к жареному цыпленку.
Некоторые критики характеризуют Каса Кальвет как «обыкновенный» и даже «скучный» дом. Тот, кто ищет в нем архитектурных новшеств, почувствует себя обманутым. Однако это здание является свидетельством чувствительности Гауди к желаниям клиентов. Здесь присутствует сдержанная элегантность барокко, которая не встречается больше ни в одной из его работ. В обосновании присуждения премии за лучший фасад Гауди хвалят за полную вкуса сдержанность во всем.
Истинная красота Каса Кальвет заключается в декоративных деталях его входной двери, в вестибюле и специально сконструированной мебели. Большинство образов и орнаментов умышленно сделаны приятными для глаза, но за внешним безмятежным слоем угадывается присутствие политики и боли. Посетитель дома сначала берется за железный дверной молоток в форме креста, который бьет по чугунному жуку. Это интерпретировалось как вера, побеждающая грех, однако некоторые усматривают здесь намек на битву между католической Каталонией и паразитической Кастилией, любимую тему Renaixenfa. У Гауди не было времени на то, что он презрительно называл испанской культурой фламенко и клацающих кастаньет. При любой возможности он вновь обращался к теориям о превосходстве творческого духа Каталонии. Рафолс вспоминает его знаменитую тираду:
«Каталонцы наделены тем чувством пластичности, которое дает возможность восприятия объектов как единого целого, а также их относительного расположения. Море и средиземноморское освещение определяют это достойное восхищения качество, и именно поэтому реальные объекты не вводят в заблуждение каталонцев, а обучают их. Жители Кастилии не обладают этим уравновешенным восприятием. Разница между ними и каталонцами такая же, как между циклопами и греками. У циклопов был лишь один глаз. Поскольку кастильцы замечают только существование объектов, но не выясняют их действительного расположения, они видят не четкое изображение, а только неясный образ».
В плодах фантазии Гауди в Каса Кальвет нет ничего эфемерного. Пройдя сквозь величественную деревянную дверь, посетитель получает возможность искупить свои грехи, повторяя написанную на стене католическую молитву — Ave Maria Purisima, sens pecat fou concebuda. Обычно Гауди переводил эти латинские слова на родной каталонский язык. Выложенный плиткой холл был также выполнен в цветах Девы Марии — синем и белом. Искусно расставленные под углом зеркала помогали покидающим дом гостям взглянуть на себя перед уходом.
Ни одна деталь не была упущена. Посетители могли смыть уличную пыль у фонтана, чистая вода в который поступала из ближайшего источника. В конце холла располагался грандиозный железный лифт в стиле барокко. Поднявшись на второй этаж, посетитель сразу же оказывался в частных покоях. Пристальное внимание к деталям сохранилось, но необарокко осталось позади, сменившись чем-то новым, «напоминающим растения и гладкий камень». Даже фурнитура дверей — замочные скважины, вентиляционные решетки и ручки — имели эргономичную форму.
Каса Кальвет имел успех. В нем удачно сочетались различные методы работы Гауди. Даже единственное препятствие в работе было преодолено характерным для него способом. Однако городской архитектор обнаружил, что общая высота здания превышает предел, установленный строительными нормами 1891 года. Ответ Гауди был быстр и прост. 24 ноября 1898 года Рубио был отправлен в городской совет с чертежом фасада, на котором Гауди просто перечеркнул фронтон красным карандашом. Через месяц было получено разрешение на то, чтобы оставить первоначальный проект здания без изменений.