Сайт о творчестве и жизни каталонского архитектора Антонио Гауди

ИНТЕРЕСНОЕ
Секретарь, бухгалтер и главное доверенное лицо Гуэля Раймон Кампамар был шокирован свободой, которой пользовался Гауди. «Я напол­няю карманы дона Эусебио, а Гауди опустошает их», — жаловался он. В другом случае после воз­вращения Гуэля из одной из многочисленных за­граничных поездок он вручил дону Эусебио кипу счетов. Раймон, не понимавший истинной цели очевидного расточительства при постройке особ -няка Гуэль, удостоился резкой отповеди. «И это все, что потратил Гауди?» — спросил Гуэль, раз­драженный его вмешательством.
Рекламные ссылки на сайте:
НОВОСТИ
Новая статья о юности Гауди
В статье рассказывается о том, как в школьные годы Гауди со своими друзьями мечтал восстановить монастырь Паблет, который находился рядом с Реусом. Мечты молодых людей выросли в настоящий бизнес-план ими составленный.

подробнее

Хронология жизни
В разделе "краткая биография" теперь появилась таблица с хронологией жизни нашего любимого архитектора.

подробнее

Кальвет: Архитектура здания.

Главный фасад дома Кальвет

Главный фасад дома Кальвет

На первый взгляд может показаться, будто дом Кальвет ничем не примечателен и похож на десятки других зданий, созданных в псевдобарочном стиле. Однако при более внимательном и детальном рассмотрении фасада дома становится ясно, что его архитектура неповторима и оригинальна.

Прочно сидящее на массивных опорах, это величественное здание из песчаника Монжуика вздымается вверх на пять этажей. Двойные усту­пы пилястров, составляющие плоский рельеф входа, были остроумным намеком на деревянные бобины, которые используются в текстильной про­мышленности. Такие понятные только посвященным шутки являлись отличительной особен­ностью строившихся по индивидуальному проек­ту роскошных особняков Эйшампле. Каждая семья обыгрывала собственные символы унасле­дованной или недавно созданной генеалогии. Некоторые детали ассоциировались с источни­ком благосостояния владельца, другие указывали на его увлечения и интересы. Но все они (если архитектор оказывался достаточно мудр) были лестными для клиента и его общественного положения.

При постройке Каса Кальвет Гауди, как всег­да, обратился к «Великой книге природы». На покатой крыше балконов каменное изобилие фруктов скрывает пару диких голубей, затеряв­шихся среди всех этих яблок и груш. Изогнутые ажурные перила балкона увековечили типично каталонскую любовь к грибам, которая отличала Педро Кальвета в последние годы. Это настоя­щий каталог съедобных грибов: Craterellus cornu-copioides, этот мрачный, иссиня-черный рог изобилия, изящный Clathrus cancellatus и сморчок Morchella esculenta — лучший гарнир к жареному цыпленку.

Некоторые критики характеризуют Каса Каль­вет как «обыкновенный» и даже «скучный» дом. Тот, кто ищет в нем архитектурных новшеств, почувствует себя обманутым. Однако это здание является свидетельством чувствительности Гауди к желаниям клиентов. Здесь присутствует сдер­жанная элегантность барокко, которая не встречается больше ни в одной из его работ. В обосно­вании присуждения премии за лучший фасад Гауди хвалят за полную вкуса сдержанность во всем.

Истинная красота Каса Кальвет заключается в декоративных деталях его входной двери, в вестибюле и специально сконструированной мебели. Большинство образов и орнаментов умышленно сделаны приятными для глаза, но за внешним без­мятежным слоем угадывается присутствие поли­тики и боли. Посетитель дома сначала берется за железный дверной молоток в форме креста, ко­торый бьет по чугунному жуку. Это интерпретировалось как вера, побеждающая грех, однако не­которые усматривают здесь намек на битву меж­ду католической Каталонией и паразитической Кастилией, любимую тему Renaixenfa. У Гауди не было времени на то, что он презрительно называл испанской культурой фламенко и клацающих кас­таньет. При любой возможности он вновь обращал­ся к теориям о превосходстве творческого духа Ка­талонии. Рафолс вспоминает его знаменитую ти­раду:

«Каталонцы наделены тем чувством пластичности, которое дает возможность восприятия объектов как единого целого, а также их относи­тельного расположения. Море и средиземноморское освещение определяют это достойное вос­хищения качество, и именно поэтому реальные объекты не вводят в заблуждение каталонцев, а обучают их. Жители Кастилии не обладают этим уравновешенным восприятием. Разница между ними и каталонцами такая же, как между цикло­пами и греками. У циклопов был лишь один глаз. Поскольку кастильцы замечают только сущест­вование объектов, но не выясняют их действи­тельного расположения, они видят не четкое изображение, а только неясный образ».

В плодах фантазии Гауди в Каса Кальвет нет ничего эфемерного. Пройдя сквозь величествен­ную деревянную дверь, посетитель получает воз­можность искупить свои грехи, повторяя напи­санную на стене католическую молитву — Ave Maria Purisima, sens pecat fou concebuda. Обычно Гауди переводил эти латинские слова на родной каталонский язык. Выложенный плиткой холл был также выполнен в цветах Девы Марии — си­нем и белом. Искусно расставленные под углом зеркала помогали покидающим дом гостям взгля­нуть на себя перед уходом.

Ни одна деталь не была упущена. Посетители могли смыть уличную пыль у фонтана, чистая вода в который поступала из ближайшего источ­ника. В конце холла располагался грандиозный железный лифт в стиле барокко. Поднявшись на второй этаж, посетитель сразу же оказывался в частных покоях. Пристальное внимание к дета­лям сохранилось, но необарокко осталось поза­ди, сменившись чем-то новым, «напоминающим растения и гладкий камень». Даже фурнитура дверей — замочные скважины, вентиляционные решетки и ручки — имели эргономичную форму.

Каса Кальвет имел успех. В нем удачно соче­тались различные методы работы Гауди. Даже единственное препятствие в работе было преодолено характерным для него способом. Однако го­родской архитектор обнаружил, что общая высо­та здания превышает предел, установленный строительными нормами 1891 года. Ответ Гауди был быстр и прост. 24 ноября 1898 года Рубио был отправлен в городской совет с чертежом фа­сада, на котором Гауди просто перечеркнул фрон­тон красным карандашом. Через месяц было по­лучено разрешение на то, чтобы оставить перво­начальный проект здания без изменений.


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Общее описание дома. Лучшее здание года

НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ
Рейтинг@Mail.ru 2009 г. Первый сайт на русском языке об Антонио Гауди и его архитектуре.
Данный сайт является некоммерческим проектом, созданным исключительно с целью просвещения.
Отзывы, комментарии, предложения, а также любые новые материалы про Гауди, вы можете прислать на почтовый ящик antonio.gaudi СОБАКА yandex.ru