Собор Саграда Фамилия

Получив этот заказ, Гауди мгновенно вошел в число ведущих архитекторов Барселоны, и что более интересно, этот статус сохранился за ним и по сей день. Он представлял себе убранство собора Саграда Фамилия как яркий многоцветный псалом во славу Господа. Это поразительно, но работы на Саграда Фамилия идут полным ходом по сей день. Собор одет в строительные леса. Высоченные башни подъемных кранов совершенно неожиданно гармонируют с апостольскими башнями храма. Вокруг снуют рабочие, которых легко отличить от туристов. Туристы смотрят на храм, раскрыв от удивления рты, а рабочие погладывают на них снисходительно. Хотя и сами иногда бросают взгляд на привычные фасады и... на мгновенье застывают.
Основание Собора

После многих лет сбора средств ассоциация, основанная в 60-х годах девятнадцатого века эксцентричным книготорговцем Хосе Мариа Бокабельей Вердагером, в 1881 году была готова начать строительство собора Саграда Фамилия на окраине района Эйшампле. Б 1881 году власти Барселоны выделили участок земли на окраине города, где возвышались хлипкие лачуги, религиозной общине — Обществу почитателей Святого Иосифа. По замыслу руководителей Общества это место предназначалось для величественного храма, который они планировали построить на деньги членов общины и простых барселонцев.

Справка о Хосе Мариа Бокабельее, основателе Собора.

Бокабелья был экстраординарным человеком. Сидя в лавке на улице Princesa, известной своей чрезвычайно пышной самшитовой резьбой, он держал все деньги ассоциации в сейфе, спрятанном под керамическими плитками пола. На своем портрете он с сосредоточенным взглядом фанатика склонился над письменным столом, готовый в любую минуту приняться за дело или без оглядки броситься в спор.

Философия Саграда Фамилия

На протяжении десятилетий Гауди выстраивал и совершенствовал определенный литургический порядок символического содержания и пространства собора Саграда Фамилия. Благодаря опытам в Колонии Гуэль, которые уже продемонстрировали эффективность параболической арки, конструкция в целом была уже решена. Но в своей мастерской рядом с храмом Гауди ежедневно трудился над созданием общего образа.

Внешнее убранство собора Саграда Фамилия, с его модным в то время упором на важность семьи и здоровое почитание честного труда, являло собой яркую иллюстрацию политики Ватикана.

Строительная площадка Собора - культовое место Барселоны

В 1909 году строительная площадка собора Саграда Фамилия все еще находилась на окраине города. По этой причине она стала для детей излюбленным местом встреч и площадкой для игр. Стайки мальчишек из соседних кварталов гонялись за ящерицами и ловили насекомых, а пастухи наблюдали за своими стадами коз из тени под окружавшей собор стеной. Летали бумажные змеи, и почти каждое утро строителям Гауди приходилось взбираться на леса, чтобы освободить тех, что застряли в фасаде здания. Теплыми летними вечерами вокруг расставлялись скамьи, и выбравшиеся на пикник семьи приглашали каменотесов пропустить стаканчик.

Саграда Фамилия: оформление фасадов.

Фасад Рождества Гауди буквально вселял ужас — но не своим содержанием, точно разделенным между тремя воротами Веры, Надежды и Любви, а общим впечатлением. Когда стоишь под гигантским скульптурным фризом, кажется, что все здание готово обрушиться тебе на голову. Нависающие выступы, которые Гауди также использовал в Асторге и Колонии Гуэль, кажется, бросают вызов силе тяготения и принижают зрителя.

Приближаясь к выходящему на север фасаду Рождества, мы оказываемся перед причудливой громадой. Центральный вход, разделенный посередине колонной, венчается скульптурной группой, изображающей Святое семейство.

Городская легеда о скульптуре ослика на фасаде Саграда Фамилия.

Вокруг Саграда Фамилия бытует множество забавных историй. Одна из них относится к скульптурному изображению библейской сцены, для которой Гауди понадобился ослик. Обычный пожилой осел, изображение которого должно было украсить композицию восточного фасада.

Архитектору привели роскошного упитанного осла, которого он тут же забраковал. И потребовал подыскать самое обычное животное — такое, которое используют простые каталонские крестьяне.

Один осел, другой — все не то. Наконец Гауди привели бедную женщину, жительницу Барселоны, которая вела на веревке упиравшегося осла.

Сложнейший и интереснейший процесс создания скульптур для Собора.

Проектируя убранство фасада, Гауди стремился как можно точнее копировать природу, на протяжении многих лет обходя приход в поисках подходящих моделей. Копировать творения Господа было для него высшей формой восхваления Создателя и служило свидетельством его скромности. «Это безумие — пытаться изобразить несуществующий объект», — записал Гауди в своем дневнике в Реусе много лет назад. Не изменив этой философии, он искал людей, которые могли бы позировать для фигур Христа, Иосифа, Девы Марии, святых и ангелов. Сторож собора алкоголик Жузеп, который впоследствии умер от белой горячки, был Иудой. Толстый козопас служил моделью для Понтия Пилата.

Школа при Соборе

В 1909 году внимание Гауди снова было обращено на Саграда Фамилиа. По замыслу архитектора, храм должен был стать центром целого поселения для строителей, а потом и служителей собора — с мастерскими и школами. Поэтому он взялся за строительство небольшого помещения приходской школы, расположенной в непосредственной близости от Саграда Фамилиа.
Строение было легким и очень простым. Когда место, занимаемое школой, понадобится под строительство, Гауди намеревался это сооружение снести.

Борьба за значение Собора в ряду остальных религиозных построек Европы

Амбиции Гауди простирались далеко за пре­делы достижимого в его время. Однако причиной бесчисленных задержек были не только требо­вавшие огромных затрат труда методы работы. В 1903 году новый архитектор приступил к разра­ботке своего победившего на конкурсе проекта, предусматривавшего переосмысление градостроительного плана Барселоны.

Он, проявивший осмотрительность и прокон­сультировавшийся с ведущими архитекторами Барселоны, почти сразу признал ценность пред­ложений Гауди, касавшихся собора Саграда Фамилиа и окружающего городского ландшафта.

Строительство собора в последние годы жизни Антонио Гауди

Строительство Саграда Фамилия то прекращалось на неопределенное время, то возобновлялось. Гауди работал над главным детищем своей жизни параллельно с осуществлением других проектов. Однако в самом начале были определены вполне конкретные сроки — Гауди пообещал, что собор будет готов через 18 лет.

За годы строительства менялся состав рабочих, появлялись и исчезали помощники Гауди, приезжали молодые специалисты со всех концов Испании. А когда собор стал обретать очертания, слава о необыкновенном замысле каталонского мастера разнеслась по всей планете.

Саграда Фамилия сегодня

Это поразительно, но работы на Саграда Фамилия идут полным ходом по сей день. Собор одет в строительные леса. Высоченные башни подъемных кранов совершенно неожиданно гармонируют с апостольскими башнями храма. Вокруг снуют рабочие, которых легко отличить от туристов. Туристы смотрят на храм, раскрыв от удивления рты, а рабочие погладывают на них снисходительно. Хотя и сами иногда бросают взгляд на привычные фасады и... на мгновенье застывают.
Красота-то какая, Господи...

Будет ли собор когда-нибудь завершен? Этот вопрос журналисты задали нынешнему архитектору Саграда Фамилия Району Эспелю-и-Роселлу в 2002 году.

Собор Саграда Фамилия| Постройки |Антонио Гауди

Сайт о творчестве и жизни каталонского архитектора Антонио Гауди

ИНТЕРЕСНОЕ
Гауди говорил: «Человек постоянно находится в процессе творчества. Но человек ничего не создает, он открывает. Тот, кто стремится постичь законы природы для обоснования своей новой работы, трудится совмест­но с Создателем. Тот, кто только копирует, не помогает ему. Поэтому оригинальность состоит в возврате к первоисточнику». В этом заключается величайший парадокс Гауди. Чем дальше он удаляется от идеализма юности, чем строже его католицизм, чем глубже его антилиберализм и пессимизм, чем сильнее его страдания — тем прекраснее его архитектура.
Рекламные ссылки на сайте:
НОВОСТИ
Новая статья о юности Гауди
В статье рассказывается о том, как в школьные годы Гауди со своими друзьями мечтал восстановить монастырь Паблет, который находился рядом с Реусом. Мечты молодых людей выросли в настоящий бизнес-план ими составленный.

подробнее

Хронология жизни
В разделе "краткая биография" теперь появилась таблица с хронологией жизни нашего любимого архитектора.

подробнее

Рейтинг@Mail.ru 2009 г. Первый сайт на русском языке об Антонио Гауди и его архитектуре.
Данный сайт является некоммерческим проектом, созданным исключительно с целью просвещения.
Отзывы, комментарии, предложения, а также любые новые материалы про Гауди, вы можете прислать на почтовый ящик antonio.gaudi СОБАКА yandex.ru