![]() | Испано-американская война 1898 года | ![]() |
В Испании эти растущие противоречия сопровождались насилием. К середине 90-х годов жестокие проявления анархизма, которые раньше оставались изолированными и спорадическими, стали привычными приметами политического ландшафта. Тем не менее все это заслонила собой кубинская катастрофа 1898 года.
В 1895 году падение цен на сахар привело к восстанию на Кубе, которая в то время была испанской колонией. Действия властей были быстрыми и жестокими. На остров послали генерала Вейлера, которого «Нью-Йорк джорнал» окрестил «мясником». Его тактика выжженной земли и изоляции фермеров в концентрационных лагерях доказала свою эффективность. Но если переговоры могли бы вернуть восставших в лоно государства, то жестокости концентрационных лагерей лишь укрепили их решимость сбросить испанское ярмо.
Соседство Кубы и Соединенных Штатов добавило проблем. Американцы утверждали, что Куба, «лишенная своих естественных связей с Испанией и неспособная существовать самостоятельно, может дрейфовать только в сторону Североамериканского союза».
Непрочные дипломатические отношения между Старым и Новым Светом находились на грани разрыва. 25 апреля 1898 года, после потопления американского линкора «Мэн» в бухте Гаваны, была объявлена война. Она продолжалась всего две недели. Война не ограничилась Кубой. Манила, Гавайи и Гуам пали один за другим. «Чудесная маленькая война» была окончена, и оставалось только доставить 24 000 деморализованных испанских солдат домой. По Парижскому договору, подписанному в декабре 1898 года, Пуэрто-Рико, Гуам и Филиппины переходили непосредственно к Соединенным Штатам, а Кубе была предоставлена номинальная независимость — под защитой расположенных на острове американских морских баз.
Для Испании война стала катастрофой и унижением. Это отразилось на «разочарованном поколении» 98-го года — необыкновенно талантливой группе, к которой относились Ортега-и-Гассет, Унамуно, поэт Антонио Мачадо. Для многих испанцев первое десятилетие двадцатого века было насыщено трудностями — как в экономике, так и в искусстве. Тем не менее для Гауди это самый творческий и успешный период его долгой карьеры. Находясь в безопасности под покровительством Гуэля, он был свободен от каких-либо финансовых забот. Растущая загруженность требовала большего делегирования полномочий. Вклад Беренгера в общее дело оставался, как всегда, значительным. Недавно получивший звание архитектора Хуан Рубио-и-Бельвер (родом из Реуса) благодаря помощи своей матери получил работу в мастерской Гауди. Следующий заказ знаменует повышение статуса Рубио с помощника до «сотрудника». Гауди повезло. Рубио был красноречивым оратором, блестящим теоретиком, добросовестным исполнителем и с точки зрения идиомы модернизма подавал большие надежды.