Реакционные настроения в обществе |
К концу столетия поляризация общества становилась все более сильной. С одной стороны, расцветали анархизм, тредюнионизм и богемность, а с другой — иерархи католической церкви, истеблишмент и все более реакционное правительство пытались навязать свою власть.
Растущая нетерпимость и страх перед деградацией отразились и на мире искусства. Оскорбленный пьянством, распутством и антиклерикальной направленностью бала Искусств, скульптор Жозеф Ллемона решил остановить разложение. Организация, созданная им для пропаганды католического искусства, имела дело скорее с запретами, чем с творчеством. Их первый эдикт представлял собой запрет на изображение обнаженного женского тела в натурных классах. В то время, когда Гауди лежал дома больной, епископ Торрас — духовный наставник организации — произнес вступительную речь. Объявив войну либерализму, он утверждал, что идея искусства ради искусства оказалась несостоятельной. Гауди присоединился к обществу только в 1899 году, но симпатии его, несомненно, были на стороне друзей.
О «ханжеском сборище» и их богемных соперниках было написано очень много. Если с модернизмом Русиньоля ассоциировался в первую очередь запах опиума, то от «святой организации» пахло «роскошными похоронами и дорогим воском».
Боевые порядки были выстроены. 25 октября 1900 года Пикассо писал другу: «Если ты увидишь Описсо, скажи ему, чтобы он послал Гауди и его собор Саграда Фамилиа к черту».
У Пикассо и других завсегдатаев «Quatre Gats» вызывала отвращение ограниченность нового объединения. Особой мишенью для резкого сатирического пера Пикассо стал Гауди. По свидетельству Джона Ричардсона, отвращение было взаимным; Гауди «презирал молодых художников Барселоны и не доверял им; вскоре к ним он стал причислять и Пикассо».
В барселонском музее Пикассо есть выполненный с характерной живостью маленький рисунок пером, подписанный «Голод» и датированный 1902 годом. На переднем плане изображено Святое семейство, а позади грозная фигура художника/архитектора среди обломков классических бюстов. Бородатый мужчина — подобно многим каталонцам в то время — в неряшливом костюме стоит, сгорбив плечи, и поучает толпу.
Изображенная на переднем плане семья измождена и страдает от голода. «Миу importante! — говорит он. — Это очень важно!.. Я собираюсь рассказать вам об очень важных вещах, имеющих отношение и к Богу, и к искусству». — «Да, конечно, говорите о Боге и искусстве, если хотите, — отвечает крестьянин. — Но мои дети голодны».
Фигура художника так и не была идентифицирована, но этот рисунок, вне всякого сомнения, представляет собой карикатуру на ультраконсервативную «святую организацию». Кроме того, здесь содержится намек на Гауди, известного своими «пророческими высказываниями».
Несмотря на непрерывную перепалку, католическое объединение Гауди одерживало небольшие, но символические победы. Богемная группировка Пикассо, основу которой составляла «Quatre Gats», стала распадаться: Русиньоль все больше времени проводил без своих друзей, а Пикассо собирался переезжать в Париж. Эксцентричный владелец кафе, чьи бухгалтерские способности были так же плохи, как и его стряпня, предсказывал закрытие своего заведения. 26 июня наконец была одержана победа над легендарным, но обанкротившимся «Les Quatre Gats». На короткое время поле боя действительно осталось за истеблишментом возрожденного католического искусства, символом которого был Гауди.