Гауди и настроения культурной элиты |
К концу девятнадцатого века для многих интеллектуалов возрождение католицизма превратилось в гибрид искусства ради искусства, символизма, декаданса, дендизма, гомосексуализма и садизма. Для многих, ищущих духовности и восприимчивых к новейшим сенсациям, за подобный католицизм пришлось заплатить ужасную цену. Творчество было результатом длительного духовного кризиса — Рескин, Хольман Хант и Бодлер сошли с ума. Но именно аутентичность и опасность поисков творчества и веры в какой-то степени легитимизировали его.
Может показаться странным, что католическая церковь могла стоять на одной почве с декадентами, которые «соединили интеллектуализм с темной чувственностью». Но у них был общий враг. Материализм становился силой, которая огрубляла общество. Эстетизм предлагал бегство от безжалостных индустриальных жерновов.
Декадент конца девятнадцатого века быстро превращался в обывателя, а его богато украшенный дом со взбитыми подушками, экзотическими растениями, десятками квадратных метров надушенного атласа и шелка и похожей на бордель курительной комнатой становился легко узнаваемым стандартом. Дон Эусебио Гуэль, которым так восхищался Гауди, был типичнейшим воплощением этой смеси религиозной ортодоксальности, богатства и любви к «изысканным вещам». Поза антиклерикального денди, готового изменить свои взгляды или отказаться от них, стала штампом; падший ангел, который милостью Божьей вновь обрел способность летать.
Наиболее известным декадентом после Обри Бёрдсли и Оскара Уайльда был Жан дез Эссент, литературный герой Ж. К. Гюисманса.
Сам Ж. К. Гюисманс являл собой образцовый пример переродившегося денди девятнадцатого века. После ранних экспериментов с реализмом Эдмон де Гонкур убедил его сделать свое искусство более утонченным и исследовать «изысканные предметы». Отсюда было уже недалеко до Рима. Гауди прошел той же дорогой. В Обрера Матаронесе он украсил стены прославляющими братство людей и революционными рисунками и в какое-то время испытывал желание присоединиться к левому крылу каталонской партии Alianza Democratica (в это время его друг Оливе-рае работал над памятником анархисту Бакунину). Но Гауди был «недолго заражен свежим ветром перемен». Он быстро перешел под покровительство аристократии и церкви, которое не прерывалось всю его жизнь.
Диапазон религиозной архитектуры Гауди был поистине впечатляющим. Он разработал внутреннее убранство часовни-пантеона для маркиза де Комильяса, спроектировал церковь в Вилья-рикосе, совместно с Доменечем работал над завершением фасада Кафедрального собора Барселоны. Он сотрудничал с Марторелем при постройке церкви для иезуитского колледжа на улице Caspvi церкви в Salesas.
Именно благодаря дружбе и сотрудничеству с Марторелем Гауди закрепил за собой репутацию основного исполнителя больших религиозных заказов. Среди молодого поколения больше ни у кого не было такой родословной. Никто не работал с таким количеством архитекторов старшего поколения. И никто так много не трудился в главных религиозных святынях Каталонии.
За глубоким религиозным томлением, питавшим декадентское движение, стояли едва скрываемые эротические мотивы. Подавляемая сексуальность декадентов нашла воплощение в отвержении секса, и католическая церковь предложила им спасительную гавань. Механика подавления сексуальности в конце девятнадцатого века привела к тому, что библиотеки заполнились психоаналитическими работами. Дийкстра писал: «Очевидное распространение гомосексуализма, которое либо действительно реально, либо является результатом снижения социальной осторожности среди мужчин, склонных к отношениям со своим полом, совершенно недвусмысленно проявилось в подозрении, часто переходящем в неприкрытый страх, по поводу силы сексуального аппетита женщин и их стремления вторгнуться в область мужских привилегий. Но те же подозрения были мотивирующей силой в окончательном выборе безбрачия, которое в тот же самый период неодолимо толкало многих представителей интеллигенции в объятия церкви, как правило, римской католической».
Некоторые полагают, что за неустанными поисками совершенства, за усиливающейся религиозностью Гауди и чувственностью его работ скрываются глубокие психологические процессы. Критик Сальвадор Тарраго писал: «Те из нас, которые не следуют традиционной интерпретации Гауди, не могут не думать, что его католицизм был не более чем историческим методом удовлетворения беспредельного стремления к мудрости, его потребности любить и быть любимым».
Отвергнутый Пепетой Мореу, Гауди сделал «окончательный выбор в пользу безбрачия». И не существует никаких свидетельств того, что Гауди был гомосексуалистом. Именно в работе он сублимировал свои чувства и свою страсть. Совершенно очевидно, что Гауди, пусть даже подсознательно, использовал свои здания как метафоры. Бергос вспоминает мрачные высказывания Гауди. В их беседах Антонио приподнимал завесу над личной трагедией, надеясь найти спасение в той жертве, которую он приносил ради своего искусства.
«Тот, кто анализирует, но затем не переходит к синтезу, существенным образом разрушает все связи и лишает их смысла; это понятно, поскольку из связи складывается плодоносность, а разъединение ведет к бесплодию».