Первые опыты |
Поднявшись на ноги и расправив плечи, спорщик-студент превратился в спорщика-архитектора. Иметь с ним дело было очень непросто. Гауди попросту не шел на компромиссы. И в своих спорах об архитектуре часто переходил наличности. Аразругавшись с оппонентом, разрывал с ним любые отношения.
Еще совсем молодой специалист, он не признавал начальственного приказа. Ответ на любые претензии был один — пусть строит кто угодно, только не я. И — хотите, чтобы у вас работал Гауди, — доверяйте моей интуиции.
Он обладал ярким талантом убеждения. И при этом часто не мог дать внятных объяснений своим идеям.
Денег из Реуса приходило мало. Семью Гауди нельзя было отнести к преуспевающим. К тому же в семье подрастала младшая сестра Антонио Розита. Девочка была такой же болезненной, что и старший брат. (Забегая вперед, заметим, что Розитаумерламолодой девушкой, что стало для Антонио настоящей трагедией).
Работа чертежником приносила очень незначительный доход. Антонио еле сводил концы с концами. Стараясь не показывать своей бедности, он избегал вечеринок и шумных студенческих сборищ. У него не было ни близких друзей, ни девушки. Зато был талант...
И в 1870 году его талант был замечен.
В 1881 году в Барселоне прошла выставка прикладного искусства, на которой молодые скульпторы и начинающие художники представили публике свои работы. Следует заметить, что разного рода художественные выставки в конце двенадцатого века были делом вполне обычным (сегодня они проходят едва ли не ежедневно). Постепенно Барселона становилась одним из центров европейского искусства.
Гауди, который с большим трепетом относился к успехам коллег, был удручен отсутствием интереса барселонцев к этой выставке. Он полагал, что у дверей галереи, где проходила выставка, должны волноваться толпы зрителей.
Некоторые из своих первых произведений Гауди, уже получивший статус профессионального архитектора, делал для самого себя. Несложные эскизы визитной карточки и рабочего стола исполнены глубокого символизма. Подобно средневековому ремесленнику, Гауди собственноручно изготавливал инструменты для своего ремесла. Стилистически его рисунки соответствовали духу времени. Эффектный цветочный орнамент, дополнявший четкую надпись на его желтой визитной карточке, был выполнен в стиле артнуво. Рабочий стол вызывал ассоциации с произведениями Уильяма Морриса.
1876 год принес с собой трагедию — смерть брата Гауди Франсиско. Ему было только двадцать пять, и он еще не успел начать свою многообещающую карьеру врача. Двумя месяцами позже, 6 сентября, за Франсиско последовала его безутешная мать. К этим потерям можно было привыкнуть лишь со временем, и Гауди делал это по-своему. Позже он будет вспоминать об этом периоде как о всепоглощающей депрессии. Остро переживавший смерть близких людей, Гауди с головой погрузился в работу.
Конечно, Гауди везло — и с богатыми заказчиками, и с наставниками. И те, и другие оказали на выдающегося архитектора самое непосредственное влияние: первые — предоставив возможность строить то, что задумал Гауди, вторые — помогая выкристаллизоваться его уникальному стилю.
В 1882 году Гауди познакомился в архитектором Жоаном Марторелем. Произошло это в гостиной Гуэля. Богатый владелец текстильных фабрик представил Гауди, как самого перспективного молодого архитектора Барселоны.
Монументальные фонарные столбы, которые и сейчас украшают Пласа Рейаль, явились началом серьезного этапа работы Гауди — это был его первый официальный заказ. Однако выбор на него пал не сразу: работу ему предложили только вследствие, как полагает Бассегода, активного вмешательства Мартореля. Через четыре месяца Гауди представил рисунки в масштабе 1:10.
Еще будучи студентом, Гауди за шахматными столиками в Ateneu познакомился с Салвадором Пагесом — директор одного из первых кооперативов Испании, «Матаронесе», находящегося всего лишь в пятнадцати километрах к северу от Барселоны, с его новаторским подходом к делу представлял собой серьезную угрозу для текстильных олигархов Барселоны. В оптимистичный период 70-х годов девятнадцатого века индустриальная утопия все еще казалась достижимой. Планируя расширение кооператива, Пагес попросил Гауди и его друга Эмилио Кабасеса сделать проект общежития для рабочих, цеха отбеливания и логотипа компании.
Вхождение Гауди в культурную жизнь Барселоны облегчил тот факт, что он присоединился к одному из многочисленных обществ, которые появились на сцене в период всеобщего оптимизма, пришедшего на смену гражданской войне.
29 апреля 1879 года Гауди вступил в каталонскую ассоциацию, которая ставила своей целью пропаганду спорта, альпинизма, рисования, топографии, естественных наук, интереса к катаонской глубинке и архитектурному наследию. Ассоциация, которой было всего три года, быстро превратилась в серьезную общественную организацию.
Была ли в его жизни любовь? Да, была. Молодой, но весьма импозантный архитектор, выглядевший настоящим счастливчиком (хотя был, по сути, беден), привлекал внимание женщин — но лишь до той поры, пока они не узнавали о профессии Гауди. «Архитектор» сегодня звучит значительно и даже пышно. А тогда, в Испании девятнадцатого столетия, это слово было синонимом слов «строитель» и «ремесленник». Финансовой состоятельности эта профессия не предполагала. И интерес потенциальных невест быстро угасал.
Заказ кооператива Матаро пришелся на критический момент его архитектурной карьеры.
В 1878 году владелец кирпичного производства, богатый житель Барселоны Мануэль Висенс искал архитектора, который бы спроектировал для него летний дом. Выбор пал на Антонио Гауди, но к тому моменту Гауди лишь готовился сдавать экзамены. И проект повис в воздухе.
Висенс перебрал несколько кандидатур, но в конечном итоге вернулся к Гауди. Строительство на улице Святого Херваси (сегодня это Калье лес Каролинес) началось лишь пять лет спустя — в 1883-м.
Сайт о творчестве и жизни каталонского архитектора Антонио Гауди
Рекламные ссылки на сайте:
Новая статья о юности Гауди
В статье рассказывается о том, как в школьные годы Гауди со своими друзьями мечтал восстановить монастырь Паблет, который находился рядом с Реусом. Мечты молодых людей выросли в настоящий бизнес-план ими составленный. Хронология жизни
В разделе "краткая биография" теперь появилась таблица с хронологией жизни нашего любимого архитектора. |
|
|
2009 г. Первый сайт на русском языке об Антонио Гауди и его архитектуре. Данный сайт является некоммерческим проектом, созданным исключительно с целью просвещения. Отзывы, комментарии, предложения, а также любые новые материалы про Гауди, вы можете прислать на почтовый ящик antonio.gaudi СОБАКА yandex.ru |