Несогласные или неблагодарные (Общая статья о критиках работ Гауди). |
Памятник Гауди на территории Эль Каприччо |
Оценка Гауди, как правило, основана на неведении. Пренебрежительную точку зрения англичан наиболее полно выразил сэр Николас Певзнер, не включивший Гауди в свою работу «Пионеры современного дизайна». Ивлин Во даже не нашел в себе сил выйти из такси, чтобы взглянуть на творение Гауди. Один каталонский писатель удачно пошутил на эту тему. В своем эссе «Искусство показа Барселоны», написанном вскоре после смерти Гауди, он объясняет свою тактику общения с поклонниками Гауди: «Не соглашайтесь с их суждениями, но и не противоречьте им в открытую. Пусть сами съедут вниз по склонам архитектурного экспрессионизма».
Неприятие Джорджа Оруэлла было более эмоциональным. В «Памяти Каталонии» он писал: «Я пошел взглянуть на собор (именно так!), современный собор, который можно считать одним из наиболее уродливых сооружений в мире. Четыре его торчащих шпиля по форме в точности напоминают бутылки из-под рейнвейна. В отличие от большинства церквей в Барселоне он не был разрушен во время революции — говорят, его пощадили из-за «художественной ценности». Думаю, анархисты проявили дурной вкус, не взорвав его, когда им представилась такая возможность...»
Еще при жизни Гауди считали чудаком. Его архитектура быстро устаревала, его сложная личность, пропитанная религиозностью, противоречила духу эпохи. Этот парадокс разгадал Мейер Шапиро: «Гегель глубоко заблуждался, утверждая, что в религиозные эпохи художник не обязательно должен быть религиозен, чтобы создать по-настоящему религиозное произведение искусства, в то время как сегодня даже самый благочестивый художник не в силах сделать этого».
Гауди был символом того, что Марио Прац называл «неукрощенной Испанией». «От него пахнет ладаном и первородным грехом».
Даже в своей родной Барселоне Гауди был не моден. Молодой Пикассо предостерегал против Гауди, а критик Эухенио д'Орс пытался окончательно добить его. К моменту прихода к власти диктатора Примо де Ривера в 1923 году стиль Гауди уже не был в новинку. Более холодный средиземноморский классицизм, служивший, по мнению многих, отражением истинного каталонского духа, сменил «острый» юмор Гауди.
Парадоксально, но окончательно погубили Гауди похвалы, которые расточал его произведениям Сальвадор Дали в декабрьском 1933 года выпуске сюрреалистского журнала «Минотавр». В статье «De la beaute terriflante et comestible de I 'architecture modern style» Дали разобрал на составляющие, нарезал и расплавил его искусство. Всего одной статьей Дали для целого поколения поставил на архитектуру Гауди клеймо «tapas» искусства.
Репутация Гауди страдала и от других хулителей: баскский философ Мигель де Унамуно (исп. писатель, философ, представитель экзистенциализма) характеризовал его архитектуру как «пьяное искусство»; Оливер Сакс использовал здания Гауди для диагностики синдрома Туретта; Певзнер в своей работе «Антирационалисты» (1973) поставил Гауди в один ряд с такими чудаками от архитектуры, как французский почтальон Фердинанд Шеваль, который в течение тридцати трех лет по дороге домой наполнял свою тачку камнями, чтобы построить инкрустированный перламутром Идеальный дворец. Подобное принижение творчества Гауди было обусловлено модой и вкусом. Больше всего критикам Гауди была не по душе непокорная вульгарность его строений, то, что Т.Г. Джексон в 1904 году определял как «сознательное стремление к новизне и эксцентричности, которое является главным из всех мотивов искусства». Они видели в Гауди яркий пример архитектора, «до такой степени ослепленного очарованием декоративности, что он доводит ее до абсурда».
Для них Гауди был «монстром, одной из таких удивительных личностей, как Франческо Борромини», представителем необарокко со своей охотой за ускользающей мечтой. Многие утверждали, что его архитектура является не более чем архитектурной ересью, тупиком.
Все двадцатое столетие Гауди оставался изолированным, но то же самое происходило и с другими испанскими гениями. Ортега-и-Гассет предположил, что такова судьба испанского характера: «Время от времени появляется гений, но его работа, неожиданная и изолированная сама по себе, не в состоянии поднять средний уровень национальной продукции. Между ним, одинокой личностью, и массами нет посредников и по этой причине нет связи. И все это несмотря на то, что даже эти редкие испанские гении всегда наполовину принадлежали народу и что их работы никогда не могли полностью освободиться от налета вульгарности и общедоступности».